Представления о справедливости у подростков, воспитывающихся без родителей

1428

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования представлений о справедливости у подростков, воспитывающихся без семьи. Выборку составили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Анализируются такие компоненты представлений о справедливости как вера в справедливый мир, принятие социальных аксиом, отношение к коллективизму и индивидуализму. Получены данные, демонстрирующие ряд особенностей в представлениях о справедливости у подростков, воспитывающихся без семьи. Показано, что социальная и эмоциональная депривация, неизбежно отличающая воспитание в российских социальных учреждениях, ведет к недоразвитию в подростковом возрасте веры в справедливый мир, что, в свою очередь, сказывается на представлениях подростков о справедливости. Низкий уровень веры в справедливый мир потенциально усиливает чувствительность к эксплуатации и подозрительность, а также может усиливать эгоистические и асоциальные проявления в поведении подростков. Обнаружена установка подростков из школы-интерната «Для других мир справедливее», фиксация на жертвенной позиции в ситуациях несправедливости.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, дети-сироты, сироты, справедливость, вера в справедливый мир, социальные аксиомы, индивидуализм, коллективизм

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдулова Т.П. Представления о справедливости у подростков, воспитывающихся без родителей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 29–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n1/Avdulova (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Авдулова Т.П. Моральное развитие в отрочестве. В сб. научн. Ст. Феноменология современного детства, под ред. Т.Д. Марцинковской, ч. 2, М.: ФИРО, 2013.
  2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. Рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр «Академия», 2012.
  3. Астанина Н.Б., Голубева С.А. Вера в справедливый мир и чувствительность к справедливости у взрослых людей с глубокими нарушениями зрения // Клиническая и специальная психология. 2014. № 2.
  4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. – с. 12-329.
  5. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. № 1.
  6. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы // Социальная психология и общество. 2014. № 2.
  7. Розин В.М. Проблема и три значения справедливости. Электронный философский журнал Vox / Голос: http://vox-journal.org. Выпуск 14 (июнь 2013).
  8. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Исследование социальных аксиом: структура и взаимосвязи с социально-экономическими установками россиян //Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 4. С. 135-143.
  9. Dalbert C. Beliefs in a just world as a buffer against anger // Social Justice Research. 2002. № 15. V. 123–145.
  10. Dalbert C. The world is more just for me than generally: About the Personal Belief in a Just World Scale’s validity, Social Justice Research 12, 1999, pp. 79–98.
  11. Harry C. Triandis Michele J. Gelfand. Converging Measurement of Horizontal and Vertical Individualism and Collectivism. Journal of Personality and Social Psychology Copyright 1998 by the American Psychological Association, Inc. 1998, Vol. 74, No. 1, 118-128.
  12. Jose P.E. Just-world reasoning in children’s immanent justice judgments. Child Development 61, 1990, pp. 1024–1033.
  13. Iram F. Belief in a just world and subjective well-being in mothers of normal and Down syndrome children: PhD Dissertation. Lahore. 2009.
  14. Leung K., Bond M.H. Social axioms: A model for social beliefs in multicultural perspective // Advances in Experimental Social Psychology. 2004. 36. 119-197.
  15. Lerner M.J. The belief in a just world: A fundamental delusion. N.Y.: Plenum. 1980.
  16. Lipkus I.M., Dalbert C., Siegler I.C. The importance of distinguishing the belief in a just world for self versus others // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22. P. 666–677.
  17. Narvaez D., Lapsley D.K., Hagele S., Lasky B. Moral chronicity and social information processing: Tests of a social cognitive approach to the moral personality. Journal of Research in Personality, Volume 40, Issue 6, December 2006, Pages 966-985.
  18. Schmitt M., Baumert A., Gollwitzer M., Maes J. The Justice Sensitivity Inventory: Factorial validity, location in the personality facet space, demographic pattern, and normative data // Social Justice Research. 2010. V. 23. P. 211–238.
  19. Strelan P., Sutton R.M. When just-world beliefs promote and when they inhibit forgiveness // Personality and Individual Differences. 2011. V. 50. P. 163–168.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2508
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1428
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1