Организация терапевтического пространства: роль сеттинга и ведущего в совместной группе «мать-дитя», сопровождающей детей с нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра

1666

Аннотация

В данной статье представлены размышления о сеттинге, а именно об организации и функционировании групповой психоаналитической терапии «мать-дитя», функциях ведущего и поддержке родительской позиции . Авторы предлагают динамическую модификацию сеттинга как прием, служащий для выявления и коррекции неадекватных паттернов взаимодействия «родитель-ребенок». Функции группы иллюстрируются метафорой групповой оболочки вслед за Дидье Анзье: сеттинг, как живая мембрана, выполняет поддерживающую и трансформирующую функции. Сеттинг, включающий в себя все условия организации терапии, делится на внешний, неизменный и практический, и внутренний, гарантированный аналитической позицией ведущего. В статье выделяются материнские аспекты внутреннего сеттинга, связанные с созданием барьера возбуждения, психического конверта\оболочки, и отцовские – в виде введения правил и запретов, осуществляющих функцию социализации и ограничения детского всемогущества. В заключении представлены размышления о реабилитации образа родителей в данной программе.

Общая информация

Ключевые слова: сеттинг, внутренний сеттинг, внешний сеттинг, кожа-я, групповая оболочка, динамическая модификация сеттинга, материнский и отцовский аспект сеттинга, символическая плата

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Иерс С.Э., Папсуева О.В. Организация терапевтического пространства: роль сеттинга и ведущего в совместной группе «мать-дитя», сопровождающей детей с нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 89–109. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n1/Iers_Popsueva (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Винникотт Д. Игра и Реальность. М.: Институт общегуманитарных исслдедований, 2002.
  2. Голдсмит Г. Терапевтическии сетинг в психоанализе и психотерапии. М., ЖППиП, 2009, №2. пер Мирза А.
  3. Кафка Д. Множественная реальность в клинической практике. Психиатрия и психоанализ. М.: Томас Букс, 2008.
  4. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства (1975). М., 1998.
  5. Малер М., Пайн Ф. Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация; М.: Когито-Центр, 2011.
  6. Фрейд З. Я и оно (1923). М.: Фолио, 2001.
  7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия (1920). М.: Прогресс, 1992.
  8. Психология и психопатология кожи. Тексты. Ижевск: ERGO; Москва, 2011. 384 с.
  9. Abraham N., Torok M. Ecorce et noyau. Paris, Flammarion., 1996.
  10. Anzieu D. Le groupe et l'inconscient. Paris, Dunod., 1984.
  11. Anzieu D. Le moi-peau. (1974). Paris, Dunod., 1985.
  12. Anzieu D. , Kaes R. et al. Crise, rupture et depassement. Dunod,1979.
  13. Bleger J. Psychanalyse du cadre psychanalitique.(1966) в Crise, rupture et depassement. Dunod,1979. Pp 255-285.
  14. Bick E. The experience of the skin in early object relation. - International Journal of Psycho-Analysis, (1968) 49, pp.484-6.
  15. Bion W.R. Aux sources de l'expérience (1962). Paris, P.U.F., 1983.
  16. Ciccone A. Enveloppe psychique et fonction contenante: modèle et pratique. Cahier de psychologie clinique. 2001/2 n°17.
  17. Dolto F. L'image inconsiente du corps. (1984). Paris, Dunod. 2010.
  18. Haag G. Enveloppes psychiques, enveloppes groupales. Conference CIRPPA., 1994.
  19. Freud S. La technique psychanalytique. Paris, PUF., 1953.
  20. Kaes R. L'appareil psychique groupal. Paris, Dunod., 1976.
  21. Klein M. La psychanalyse des enfants (1932). Paris, Payot, 1959.
  22. Lebovici S., Diatkin R. Le jeu chez l'enfant. - Psychiatrie de l'enfant, 1962, t. V, n°1, pp. 217-252.
  23. Mahler M., Pine F., Bergman A. La naissance psychologique de l'etre humain. (1975), Paris, Payot. 2010.
  24. Matot J-P. Reflexion sur la dimension groupale de la pratique psychanalytique individuelle.  Revue belge de la psychanalyse,  2009, n° 55.
  25. Milner M. Le rôle de l'illusion dans la formation du symbole. (1955) Revue française de la psychanalyse, 1979, n° 5-6.
  26. Palacio Espasa F., Manzano J. La consultation tharapeutique des très jeunes enfants et leur mère. 1982. Psychiatrie d'enfant, 25, pp. 5-25.
  27. Urwand S. Haag G. et al. Prosessus groupal et enveloppes psychiques au travers des psychanalyses groupales avec des enfants psychotiques et dificitaires. In : Les psychotherapies des groupes d'enfants au regard de la psychanalyse. Journées d'Auxerre, Paris, 1988.
  28. Winnicott D. Jeu et realité : l'Espace potentiel (1971). Paris, Gallimard, 1975.
  29. Winnicott D. Clinical varieties of transference (1956), in Collecters papers, NY Basics Books, 1958.
  30. Winnicott D. De la pediaterie à la psychanalyse. Paris, PUF., 1969.

Информация об авторах

Иерс С.Э., клинический психолог, психоаналитик, Психолого-медико-педагогический центр, Исси, Франция, Франция, e-mail: psychosociologie.ru@gmail.com

Папсуева О.В., психолог, психоаналитик, прямой член IPA, тренер-аналитик Московской группы психоаналитиков, Москва, Россия, e-mail: olga.papsueva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2517
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1666
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2