Введение
Спорт как феномен культуры во все времена был неотъемлемой частью человеческого бытия, представляя собой кульминацию торжества здорового тела и здорового образа жизни. В Древней Греции спорт ассоциировался с понятиям «агона» - игры, вызова, состязаний. Однако, говоря о спорте высших достижений, помимо его привлекательности - эффектных побед, виртуозных трюков, популярности - всегда отмечается еще одна его черта, а именно, частота травм у спортсменов, что делает спорт предметом пристального внимания также и клинических психологов. Ведь для достижения высоких результатов необходимо проявить немало упорства и терпения. Каждодневные изнуряющие тренировки, стресс, различные самоограничения, постоянный контроль - все это предъявляет высокие требования к организму. Деятельность спортсмена детерминирована как актуальными целями (тренировки, совершенствование техники), так и долгосрочными (отборы на соревнования, подготовка к ним); спортсмен ограничен возрастными рамками, причем может присутствовать как верхняя граница, так и нижняя. Спортсмен находится в ускоренной ситуации целеустремленного развития, что повышает риски в области психического и физического здоровья [Бочавер, 2014]; [Касаткин, 2010]. Таким образом, спорт как феномен человеческой культуры имеет двойственную природу: с одной стороны, это акт мирного самовыражения, игры, избытка энергии, с другой же - добровольное принятие экстремальных условий и нагрузок.
Физическая травма всегда представляет собой трудную жизненную ситуацию, требующую мобилизации ресурсов личности, что сопровождается негативными переживаниями, чувством неопределенности, нарушением базового доверия к миру, сомнением в справедливости происходящего и зачастую ослаблением личностной безопасности [Нартова-Бочавер, 2008]; [Нартова-Бочавер, 2014]; [Харламенкова Н.Е, 2012]. В отличие от хронической болезни, травмы и несчастные случаи происходят в любой сфере человеческой жизнедеятельности неожиданно, вынуждая человека менять тактику, а иногда и стратегию жизни, однако у профессиональных спортсменов они представляют собой практически повседневный феномен, ожидаемый ими и привычный [Стамбулова, 1999]; [Wadey, 2009].
Травмируясь, спортсмен переживает чувство повышенного стресса, так как травма влияет на привычный образ жизни, а также способна кардинально изменить ход его профессиональной деятельности, например, лишить возможности продолжать спортивную карьеру [Довжик, 2014]; [Daniel]; [Engebretsen, 2010]. У реабилитировавшегося спортсмена может наблюдаться страх рецидива травмы, и в таком случае спортсмен начинает беречь травмированную область и работает с чрезмерной осторожностью, что в свою очередь приводит к потере концентрации внимания и снижению результативности [Бочавер, 2013]. Таким образом, не вызывает сомнений актуальность изучения жизненных стратегий и тактик спортсмена, как саногенных, так и потенциально рискованных [Абульханова-Славская, 1991]; [Стресс и тревога, 1983]; [Уэйнберг, 1998]; [Moran, 2004]; [Podlog].
Исследования свидетельствуют о полидетерминированности повышения риска травматизации и успешности совладания с травмой. Эти явления связаны с индивидуальными особенностями (полом, возрастом, структурой личности), моментом жизненного пути, ситуативными факторами и мотивацией участия в соревнованиях [Анцыферова, 1993]; [Довжик, 2014]; [Нартова-Бочавер С.К, 1997]; [Нартова-Бочавер, 2011]; [Нартова-Бочавер, 2008]; [Russell].
Целью нашего исследования является изучение феноменологии совладания с физическими травмами у спортсменов, а именно - качества их переживаний и применяемых копинг-стратегий в аспекте изучения их уязвимости и ресурсности для преодоления травм.
Определим основные понятия. Травму мы понимаем в рамках нашего исследования в узкомедицинском смысле - как неожиданное телесное повреждение, сопровождающееся болью и нарушающее функционирование субъекта. Это определение отличается от тех, которые используются в психологическом консультировании, акцентируя в первую очередь не ментальные процессы, а факт объективного наличия телесного повреждения. Показателем успешности переживания травмы служит уровень психологического благополучия - состояния субъекта, характеризующегося высоким жизненным тонусом и позитивным отношением к миру [Stadden]. Дополнительными характеристиками переживания служат показатели негативного и позитивного аффекта (эмоций, переживаемых субъектом в течение последних двух недель), а также Лозада-индекс - коэффициент отношения позитивных аффектов к негативным (согласно исследованиям в русле позитивной психологии, для оптимального функционирования человека не показано преобладание негативных или позитивных эмоций, а наиболее благоприятно их соотношение в границах от 2.9 до 11.6) [Fredrickson B.L]. Характеристиками совладания были предпочитаемые в повседневной жизни и в спортивной деятельности копинг- стратегии спортсменов.
Таким образом, независимые переменные исследования - это пол и уровень благополучия спортсменов, рассматриваемый нами как показатель психологического преодоления ситуации травмы, зависимые переменные - аффекты и используемые копинг-стратегии. На втором этапе обработки данных мы рассматривали благополучие как зависимую переменную, определяемую предпочитаемыми копинг-стратегиями.
Гипотезы исследования:
1. Спортсмены, успешно преодолевающие травму (психологически благополучные на момент обследования), используют композицию копинг-стратегий, отличную от тех спортсменов, кто психологически не благополучен.
2. Эмоциональное состояние благополучных и неблагополучных спортсменов различаются.
3. Исследуемые связи имеют гендерную специфику.
Процедура исследования
Выборку исследования составили 124 профессиональных спортсмена, представляющие разные виды спорта: альпинизм, бадминтон, баскетбол, бокс, велоспорт, волейбол, вольная борьба, гандбол, гольф, горный туризм, греко-римская борьба, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивное ориентирование, спортивный туризм, стрельба из лука, сумо, тхэквондо, фигурное катание, футбол, художественная гимнастика, черлидинг. Характеристики выборки респондентов: Мвозраст=22.1, SDвозраст=4;80 мужчин, 44 женщины. Исследование проводилось среди травмированных спортсменов. Нами были выделены 5 групп травм, которые встречались у принимавших в исследовании участие спортсменов: повреждение костной ткани - 44,4 % (перелом - 90 %; вывих - 10 %); травмы, связанные с повреждением связок 20 %; сочетанные травмы - 13.3 %; сильные ушибы, ссадины - 13.3 %; другие - 8.9% (повреждение колена, паховая грыжа). Чтобы сохранить общую картину данных, мы не уравнивали респондентов по видам травм или длительности восстановления. Для нас важна реакция спортсмена или же применяемые копинг-стратегии не только, например, при переломе, а и при любой травме, которая нарушает привычный образ жизни. Также для нас важно изучить особенности психологических механизмов процесса реабилитации, предикторов и анти-предикторов его интенсификации.
Методы. В исследовании использовались стандартизированные опросники: Индикатор стратегий преодоления Д. Амирхана в адаптации Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского [Сирота, 1994], Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта (PANAS, Tompson) [Thompson, 2007], «Шкала субъективного благополучия Варвик-Эдинбург» (WEMWBS, Tennant) [Tennant, 2007] и «Тест копинг-навыков спортсмена» («Athletic Coping Skills Inventory», ACSI-28, Smith et al., 1995) [Smith, 1995]. Все шкалы переведены и адаптированы на российской выборке, имеют удовлетворительные психометрические характеристики, альфа Кронбаха принимает значения от 0.51 до 0.87. Опросник ACSI-28, адаптированный авторами, включает семь субшкал, описывающих совладание с типичными для спортивной деятельности трудными ситуациями [Бочавер, 2014].
Таблица 1. Примеры утверждений теста
|
Субшкала |
Пример утверждения |
|
Совладание с неприятностями |
Во время соревнований я остаюсь позитивным(ой) и сохраняю энтузиазм, вне зависимости от того, насколько плохо идут дела. |
|
Обучаемость |
Если мой тренер критикует или кричит на меня, я исправляю ошибку, не расстраиваясь из-за его реакции. |
|
Концентрация |
Занимаясь спортом, я могу сфокусировать внимание и не обращать внимания на отвлекающие моменты. |
|
Уверенность в себе и мотивация достижения |
Когда у меня не получается достичь своих целей, то это заставляет меня пробовать снова, прилагая еще больше усилий. |
|
Постановка цели и психическая подготовка |
Задолго до того, как начинаются соревнования, у меня в голове уже есть собственный выработанный план действий. |
|
Высшее достижение под действием стресса |
Для меня стрессовые ситуации - это вызов, который я принимаю. |
|
Свобода от негативных переживаний |
Мое напряжение в основном связано с тем, что я волнуюсь, как я выступлю. |
Результаты и их обсуждение
Поскольку и стратегии совладания, и виды спорта представляют собой гендерно зависимые феномены, выборка была сначала разделена по полу, а потом, согласно логике дизайна исследования, по медиане показателя Шкалы психологического благополучия, которая и в мужской, и в женской подвыборках составила 53 балла.
Таблица 2. Показатели изученных переменных у спортсменов мужского и женского пола в зависимости от уровня субъективного благополучия


Примечание. Полужирным выделены различия, значимые на уровне p< 0.01, курсивом - значимая тенденция
Как и ожидалось, в группах условно благополучных и неблагополучных спортсменов мужского пола обнаружены различия в практикуемых ими способах преодоления повседневных и спортивных стрессов: благополучные значимо интенсивнее используют «Решение проблем» (U = 584.5, p = 0.04), а также спортивные копинги - общий балл у них выше (U = 576.5,p = 0.032), равно как предпочтение таких способов совладания, как «Совладание с неприятностями» (U = 510,p = 0.005), «Концентрация» (U =547.0,p = 0.015), «Уверенность в себе и мотивация достижения» (U = 515.5,p = 0.006). Различий в эмоциональном состоянии не обнаружено.
В женской выборке получены несколько иные различия. Начнем с того, что у благополучных значимо выше показатель позитивного аффекта (U = 12.0,p = 0.037). Это демонстрирует, что, по-видимому, лучше переживает ситуацию травмы не та спортсменка, которая пытается ослабить негативные эмоциональные состояния, а та, которая укрепляет положительные. Этот важный результат хорошо согласуется с идеями позитивной психологии о том, что позитивное мироотношение способствует завершению травматичных ситуаций, а также продублирован интересным фактом нашего же исследования: спортивный копинг «Свобода от негативных переживаний» ни в корреляционном, ни в регрессионном анализе никак не проявил свою роль. Впрочем, этот интересный феномен специфичен в гендерном плане и проявляется только у женщин.
Обнаружены и различия в практикуемых копингах. Так, в женской условно благополучной группе так же, как и в мужской, чаще используется «Решение проблем в повседневной жизни» (U = 116,5,p = 0,003), а в спортивной деятельности - специфические способы совладания (общий балл значимо выше: U = 124,5,p = 0,005), «Концентрация» (U = 158,5,p = 0,049), «Уверенность в себе и мотивация достижения цели» (U = 133,5, p = 0,01). Однако есть и результаты, типичные только для женской подгруппы: благополучные спортсменки, в отличие от неблагополучных, чаще обращаются к «Постановке цели и психической подготовке» (U = 115.5, p = 0.002),а также в тенденции чаще применяют «Обучаемость» (U = 163.5, p = 0.065). Можно сказать, что женские спортивные копинги по сравнению с мужскими отличаются большей интровертированностью - в то время как мужчины склонны концентрироваться на деятельности, цели, достижениях, женщины работают над своим психическим состоянием и стараются наращивать навыки.
Для того чтобы прояснить, какие именно копинг-стратегии вносят вклад в переживание благополучия, мы осуществили регрессионный анализ, в котором независимыми переменными были используемые в повседневной жизни и спортивной деятельности копинги, а зависимой - переживание благополучия. Мы обнаружили в мужской подгруппе один значимый на уровне p < 0.05 предиктор - это «Уверенность в себе и мотивация достижения» (beta= 0.363). Однако с этим же уровнем значимости проявился и антипредиктор - «Высшие достижения под действием стресса» (beta=-0.27). Таким образом, несмотря на то, что в психологии спорта феномен высокой мобилизации в условиях стресса рассматривается скорее как знак хорошей адаптации, очевидно, что он не вполне безопасен для благополучия спортсмена и стратегически не полезен, поскольку истощает его ресурсы, возможно, обладая негативным последействием. Поэтому использование данного копинга не показано для сохранения хорошего психологического функционирования субъекта.
В женской подгруппе также подтвердился в качестве предиктора благополучия копинг «Уверенность в себе и мотивация достижения» (beta=0.448). То есть психологически легче преодолевают стрессы спортсменки с высокой самооценкой, позитивной Я-концепцией, не тревожные, обладающие хорошим целеполаганием и достаточно амбициозные - именно эти качества операционализируют содержание указанной копинг-стратегии.
Таким образом, можно заключить, что «Уверенность в себе и мотивация достижения» представляет собой практически универсальный психологически безопасный способ мобилизации и преодоления трудных ситуаций в спортивной деятельности, в том числе и физических травм, используемый спортсменами обоего пола и позволяющий им проходить через неизбежные в спорте испытания наиболее сохранным способом.
Заключение
Итак, проведенное нами исследование подтвердило первую и третью эмпирические гипотезы и частично (на женской выборке) - вторую. Как и любое исследование, оно не свободно от ограничений, которые могут быть сняты впоследствии. Так, на наш взгляд, было бы интересно более глубоко изучить эмоциональное состояние спортсменов, используя качественные, сензитивные к состоянию, идеографические методы - беседу, применение метафор, описание уровня и качества переживаемой боли и ее динамики. Возможно также, что нами было получено мало интересных фактов, связанных с эмоциональным состоянием спортсменов, оттого что опросник PANAS направлен на диагностику состояния в непосредственно предшествующие травме периоды жизни.
Безусловно, было бы интересно проанализировать переменные нашего исследования в зависимости от содержания травмы и вида спорта, что требует расширения первоначального массива данных. Наконец, чрезвычайно интересным представляется изучение спортивной травмы как значимого события, в контексте жизненного пути и его субъективной картины.
Полученные факты эвристичны для практики организации профилактики спортивных травм и психоразвивающей работы с теми спортсменами, которые их пережили. Очевидно, что универсальная мишень коррекционной и профилактической работы - это поддержание уверенности в себе и мотивации достижения, для чего могут разрабатываться и применяться разного рода техники, основанные на визуализации, идеях психосинтеза, телесно-ориентированной психотерапии. Многие приемы могут быть заимствованы из коучинга и позитивной психологии. Примечательно также, что, по-видимому, наиболее конструктивным представляется не ретроспективная работа с уже пережитыми травмами, фиксирующая не совсем удовлетворительное состояние Я-концепции, а конструирование переживания защищенной целостной компетентной личности. Все эти побочные результаты нашего небольшого исследования важны для обоснования практической работы со спортсменами.