Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики

4144

Аннотация

В статье обсуждаются и анализируются существующие подходы к типологической дифференциации полиморфной категории детей с задержкой психического развития (ЗПР). Раскрывается зависимость оснований каждой классификации (типологии) от приоритетных направлений научных исследований на определенных этапах развития дефектологии и запросов образовательной практики. Показываются основные области применения различных классификаций и их ограничения при решении актуальных задач образования детей с ЗПР. Рассматривается авторский подход к типологизации ЗПР в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагающего определение оптимального образовательного маршрута ребенка и создание для него благоприятных образовательных условий. Представлены обобщенные критерии и параметры дифференциации школьников с ЗПР по вариантам развития, различающимся степенью выраженности, структурой нарушений психической деятельности и ресурсами их компенсации. Впервые при оценке обучаемости ребенка с ЗПР предложено раздельное рассмотрение ее когнитивного и мотивационного компонентов, что соотносится с установленными различиями в качестве их сформированности при разных вариантах ЗПР и способствует более обоснованному определению приоритетных ориентиров в построении программы психолого-педагогической работы с ребенком.

Общая информация

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, ЗПР, типологическая дифференциация, вариант развития, образовательный маршрут, инклюзия, коррекционная помощь

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080307

Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ ФГБНУ «ИКП РАО» №073-00085-19ПР.

Для цитаты: Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 125–142. DOI: 10.17759/cpse.2019080307

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 127 с.
  2. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение младших школьников
    с задержкой психического развития: дис. … д-ра психол. н. М., 2017. 263 с.
  3. Бабкина Н.В. Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 4. C. 1–18. doi: 10.17759/cpse.2018070401
  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. 173 с.
  5. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах // Дефектология. 2011. № 2. С. 18–27. 
  6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 558 с.
  7. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 11–22. doi:10.17759/cpp.2017250402
  8. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
  9. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60. doi:10.17759/pse.2016210406
  10. Малофеев Н.Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход в образовании детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. С. 27–40.
  11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 319 с.  
  12. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая
    и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс-центр, 1993. 253 с.
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 27.08.2018).
  14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 26.02.2019).

Информация об авторах

Бабкина Наталия Викторовна, доктор психологических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ ИКП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3277-7127, e-mail: natali.babkina@mail.ru

Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3885-7846, e-mail: psikor@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2230
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 4144
В прошлом месяце: 169
В текущем месяце: 79