Клиническая и специальная психология
2019. Том 8. № 3. С. 85–100
doi:10.17759/cpse.2019080305
ISSN: 2304-0394 (online)
Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: волонтеры, добровольческое движение, дети с ограниченными возможностями здоровья , ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития, мотивация волонтерства, диагностика психологического выбора
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080305
Для цитаты: Ткачева В.В., Неклюкова М.Б. Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 85–100. DOI: 10.17759/cpse.2019080305
Полный текст
Статья посвящена исследованию психологических причин выбора оказания волонтерской помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), онкобольным детям и их семьям. Авторы предлагают диагностическую программу для изучения особенностей психологического выбора волонтеров, помогающих детям с ТМНР и детям с онкозаболеваниями. В ходе эмпирического исследования были поставлены задачи определить и дифференцировать особенности мотивационных установок и характеристики личности волонтеров. Затем был проведен сравнительный анализ данных разных групп респондентов, оказывающих помощь детям с ОВЗ разных нозологических групп, в том числе и с ТМНР. Представлены результаты изучения особенностей психологического выбора волонтеров, работающих в проектах благотворительных фондов «Подари жизнь», фонда «Со-единение», православной службы «Милосердие», помогающих детям с ТМНР, слепоглухим и детям с онкозаболеваниями. Анализ мотивационных установок свидетельствует о том, что в процессе волонтерской деятельности молодые люди могут не только проявлять свои альтруистические качества, но и удовлетворять одну из важнейших потребностей личностного саморазвития, испытывая духовное удовлетворение от результатов реальной помощи и деятельностного сострадания лицам с инвалидностью.
Введение
Активное развитие волонтерской деятельности в России как формы проявления актуализированного просоциального поведения, особой структуры личности и альтруистических ценностей обусловлено условиями быстро меняющихся рыночных отношений, смещающих акценты взаимоотношений в социуме на соперничество и обособленность личности, которые в свою очередь побуждают человека неосознанно искать пути реализации гуманистических ценностей [7-9]. Проблема изучения психологических причин выбора в качестве субъекта волонтерской помощи категории лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) является чрезвычайно актуальной в связи с тем, что после принятия закона об образовании в 2012 году дети с ТМНР были включены в образовательный процесс. Последнее десятилетие ресурсы волонтерских организаций активно привлекаются для создания качественной развивающей образовательной среды, а также комплексной социальной и психологопедагогической поддержки для успешной интеграции в социум детей с ОВЗ, детей с онкологическими заболеваниями и их семей. В настоящее время известны отдельные работы, направленные на изучение мотивации волонтеров (например, Л.А. Кудринской, 2006; Е.С. Азаровой, 2008; У.П. Косовой, 2012) и добровольцев, помогающих детям с ТМНР (А.А. Клепиковой, 2008, А.А. Деревянкиной, 2016).
В данных работах авторы подчеркивают особенность феномена мультифакторной структуры мотивации, обусловленной влиянием внешних и внутренних причин появления потребности стать добровольцем. В качестве внешних факторов развития волонтерства авторы приводят признание позитивного статуса добровольцев социумом и освещение в СМИ. Исследования показывают, что феномен волонтерства возникает при взаимодействии нескольких уровней внутренней мотивации: идеалистического, ценностного, социального и уровня саморазвития. Усвоение норм просоциального поведения, таких как социальная ответственность, сочувствие другой личности, чувство долга, религиозные убеждения и общечеловеческие ценности формируют личностное восприятии необходимости помощи другим людям и альтруистическую направленность. По мнению зарубежных ученых (П. Экман, П. Блум и др.), просоциальное поведение и сострадание к незнакомцам формируется у маленьких детей в возрасте двух лет. Однако на дальнейшее развитие таких качеств большее влияние оказывают внешние факторы, особенно в позднем детстве и юности [Ткачева, 2015; Экман, 2017]. На других уровнях внутренней мотивации активно включаются факторы расширения социальных контактов, поиска единомышленников, освоения новых сфер деятельности для развития и карьеры, мотивы личностного роста и компенсаторные механизмы решения собственных психологических проблем [Азарова, 2008; Косова, 2012].
Н.А. Деревянкина отмечает в своей работе, что тенденция к альтруизму и ответственности у волонтеров, работающих в инклюзивном лагере с детьми с ОВЗ, наиболее выражена и взаимосвязана с такими качествами, как склонность к взаимным уступкам и соблюдение нейтральной позиции в групповых конфликтах, отсутствие желания добиваться более высокого статуса в межличностных отношениях, что является необходимым качеством для помощи детям с проблемным поведением и для работы в команде [Деревянкина, 2016]. А.А. Клепикова подчеркивает, что альтруистические соображения способствуют присоединению к волонтерскому движению, но в дальнейшем на первый план выходят мотивы самореализации и саморазвития. Опыт длительного взаимодействия и помощи детям с ТМНР помогает волонтерам обрести новые жизненные смыслы, расширять или изменять профессиональную сферу деятельности [Фонд «Общественное мнение», 2012].
Наше исследование посвящено изучению влияния социального микроокружения на формирование мотивации и актуализации просоциального поведения волонтеров, а также определению особенностей первичной мотивационной структуры и отдельных характеристик личности волонтеров, выбирающих помощь детям с ТМНР и онкобольными.
В статье представлены результаты, полученные в ходе экспериментального исследования (2017-2018 гг.) нескольких групп волонтеров, оказывающих помощь детям с ОВЗ на базе проектов Фонда «Со-единение» (ЭГ-1), Фонда «Подари жизнь» (ЭГ-2) и в ЦССВ «Кунцевский» в рамках проекта Православной службы помощи «Милосердие» Дети-Pro (ЭГ-3).
В исследовании приняли участие 28 волонтеров (25 женщин и трое мужчин; средний возраст - 31,25 лет). В экспериментальную группу (ЭГ-1) вошли 10 волонтеров (9 женщин и один мужчина, средний возраст - 21,5 лет). Волонтеры ЭГ-1 оказывали помощь 12 семьям, воспитывающим детей с бисенсорными нарушениями в сочетании с ДЦП или генетическими синдромами (возраст детей - от 2,5 до 9 лет).
Группа добровольцев ЭГ-2 состояла из 7 человек (все женщины, средний возраст которых 42,0 года). Эти волонтеры сопровождали детей и подростков с онкозаболеваниями в медицинских учреждениях (состав и число детей постоянно менялись).
В группу ЭГ-3 вошли 11 волонтеров (9 женщин и двое мужчин, средний возраст - 33,27 лет). Эти добровольцы оказывали помощь 13 детям и подросткам от 8 до 15 лет, имеющим ТМНР и постоянно проживающим в ЦССВ «Кунцевский». Все дети-участники проекта ЭГ-3 имели сочетанные нарушения: различные формы ДЦП, интеллектуальные нарушения разной степени выраженности (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость). У троих детей были выявлены генетические синдромы (синдром Дауна, синдром Барелля-Гарольда), у 6 воспитанников наблюдались нарушения зрения. На момент обследования в каждой из групп один волонтер работал с одним или несколькими детьми в течение одного дня.
С целью определения причин выбора субъекта волонтерской помощи и оценки мотивации волонтеров, помогающих детям с ТМНР и онкобольным детям, нами была разработана диагностическая программа. В нее вошли анкеты-опросники, специально разработанные нами. Так, например, Анкета № 1 была составлена с учетом факторов, которые могли повлиять на первичную мотивацию волонтеров. Эти факторы определялись с помощью следующих вопросов: 1. «Была ли связана сфера Ваших профессиональных интересов (или сфера интересов Ваших близких) или образование с одной из сфер помогающих профессий (медициной, педагогикой, психологией, социальной сферой)? 2. Есть ли в Вашем нерабочем окружении семьи с детьми инвалидами или онкозаболеваниями? 3. Есть ли в Вашей семье или ближайшем окружении взрослые люди с тяжелой инвалидностью / онкозаболеваниями? 4. В каком возрасте Вы впервые познакомились с проблемами инвалидности у детей и взрослых?
Анкета № 2 направлена на изучение многофакторной структуры внутренней мотивации волонтеров. Характеристики мотивов были распределены по группам в соответствии с классификацией Е.С. Азаровой [Деревянкина, 2016]: 1) идеалистические мотивы (0-40 баллов); 2) мотивы расширения социальных связей (0-10 баллов); 3) мотивы выгоды (0-10 баллов); 4) компенсаторные мотивы (0-15 баллов); 5) мотивы личностного роста (0-10 баллов).
Для уточнения структуры мотивации, формирования представлений об удовлетворенности жизнью, волонтерской деятельностью, представлений о психологическом и эмоциональном состоянии волонтеров на момент исследования добровольцам предлагалось изложить свою позицию письменно в виде эссе.
В диагностический комплекс для изучения мотивационно-личностной сферы волонтеров вошли и стандартизированные методики. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) О.Ф. Потемкиной была использована с целью определения характера мотивационных установок личности волонтеров. По данным литературы воспитание и внешние факторы могут активизировать развитие эмпатии или деятельного сострадания у человека [Ильин, 2013]. Уровень эмпатии добровольцев оценивался по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Для изучения степени осмысленности жизни волонтеров, соответствия целей и удовлетворенности от достижения результатов использовался тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д.А. Леонтьева.
Таким образом, разработанная авторами программа диагностического изучения волонтеров, помогающих детям с ТМНР, позволяет определить и дифференцировать особенности их мотивационного выбора, которые способствуют принятию решения стать волонтером, а также изучить отдельные характеристики личности волонтеров (социально-психологические установки по шкале альтруизм/эгоизм, склонность к «помогающему» поведению, уровень эмпатии и факторы осознанности жизни, склонность к эмоциональному выгоранию).
Результаты исследования были обработаны с использованием многовыборочного критерия Краскелла-Уоллиса, критерия Манна-Уитни и непараметрического критерия Спирмена. Анализ проводился в статистической программе SPSS.
Результаты и обсуждение
Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе в нашей работе рассматривалась гипотеза о том, что первичная мотивация волонтеров может иметь различные механизмы или причины, позволяющие сформировать потребность у добровольцев к осуществлению деятельностной помощи детям с ТМНР, слепоглухим детям и детям с онкозаболеваниями. На следующем этапе работы исследовалась гипотеза о том, что комбинация мотивов, которая движет волонтерами, различна для лиц, оказывающих помощь детям с ТМНР, с бисенсорным нарушением или онкобольным детям.
Оценивались как внешние мотивационные стимулы, так и внутренние. Одним из внешних факторов мотивации волонтеров является влияние окружения. В нашем исследовании данный показатель оценивался с двух точек зрения. Одна из них отражает возможность воздействия личного знакомства с проблемой инвалидности детей и взрослых на актуализацию мотивов «помогающего» поведения и последующее побуждение к добровольческой деятельности. Вторая рассматривает влияние ближайшего окружения волонтеров на формирование «помогающего» поведения, а именно влияние лиц, работающих в «помогающих» профессиях: в медицинской и социальных сферах, а также в педагогике и психологии.
Знакомство с проблемой инвалидности является одним из внешних факторов мотивации к участию в волонтерской деятельности, базирующимся на формировании отдаленного сострадания к незнакомым лицам под воздействием эмоционально значимых примеров милосердия и сострадания [Ткачева, 2011; Ткачева, 2018]. С помощью корреляционного анализа по непараметрическому критерию К. Спирмена была выявлена достоверная прямая связь в общей выборке волонтеров между возрастом знакомства с проблемой инвалидности у детей и возрастом принятия решения стать волонтером для детей с ОВЗ (r=0,65, р=0,01), между возрастом знакомства с проблемой инвалидности у взрослых и возрастом принятия решения стат ь волонтером для детей с ОВЗ (r=0,60, р=0,01).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем меньше средний возраст знакомства с инвалидностью детей или взрослых, тем меньше среднее время принятия решения стать волонтером (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь возраста знакомства с проблемой инвалидности и времени принятия решения стать волонтером у лиц с ОВЗ/ онкозаболеваниями (годы)
Таким образом, можно отметить, что знакомство с инвалидностью в более юном возрасте связано с формированием просоциального поведения, сострадания и включения милосердия и альтруизма в систему ценностей молодых людей, которые впоследствии становятся волонтерами. Однако выявленная сила связи между возрастом знакомства с инвалидностью детей и временем принятия решения стать волонтером для детей с ОВЗ выше, чем связь между возрастом знакомства с инвалидностью взрослых и временем принятия решения стать волонтером, что может говорить о специфичности данного триггера для мотивации к оказанию помощи именно детям с ОВЗ (табл. 1).
Добровольцы фонда «Подари жизнь» работают с детьми, страдающими онкозаболеваниями. Эти заболевания не всегда приводят к инвалидизации, что говорит о других внешних факторах мотивации к деятельностному состраданию в группе ЭГ-1. В данной группе взаимосвязь фактора знакомства с инвалидностью с принятием решения стать волонтером не была выявлена. В эссе многих из респондентов группы ЭГ-1 говорится о влиянии на принятие решения стать волонтером таких факторов, как социальная реклама о помощи в детских хосписах, о деятельности различных фондов, а также смерть близких родственников от онкозаболеваний.
Таблица 1
Связь между возрастом знакомства с проблемой инвалидности и временем принятия решения стать волонтером
Дополнительными внешними факторами, которые могут оказывать влияние на формирование альтруистических ценностей, усвоение норм социальной ответственности и просоциального поведения у детей и молодежи, могут быть воспитание и социальный опыт, а именно сострадательное и «помогающее» поведение ближайшего окружения [Ильин, 2013; Клепикова, 2011]. Влияние микросоциума впоследствии может сформировать мотивацию к добровольческой деятельности или определить выбор места работы в помогающей профессии.
В нашем исследовании данный показатель оценивался также с точки зрения наличия или отсутствия в семье или окружении лиц «помогающих» профессий: в медицинской и социальных сферах, в педагогике и психологии. По результатам исследования видно (табл. 2), что внутри каждой из экспериментальных групп более чем у половины опрошенных волонтеров (57-90% от всего числа опрошенных (21 чел.)) в окружении есть люди, деятельность которых связана «помогающими» профессиями. Основная профессия волонтеров на момент обследования у 17 человек не связана с «помогающей» сферой, но некоторые из них получали или получают образование в области дефектологии, психологии, медицины или уже имели опыт работы в сфере «помогающих» профессий. Таким образом, пример «помогающего» поведения ближайшего окружения может способствовать формированию мотивации к волонтерской деятельности и выбору будущей профессии.
Таблица 2
Профессиональные интересы волонтеров и ближайшего окружения волонтеров в сфере помогающих профессий
|
ЭГ-3 |
ЭГ-2 |
ЭГ-1 |
Все волонтеры |
|
количество человек |
(% от группы) |
||
Профессиональные интересы волонтеров |
9 (82%) |
10 (100%) |
2 (29%) |
21 (75%) |
Профессиональные интересы окружения |
10 (91%) |
7 (70%) |
4 (57%) |
21 (75%) |
Профессия в «помогающей» сфере на момент обследования |
7 (64 %) |
3 (30%) |
1 (14%) |
11 (40%) |
Необходимо отметить, что профессиональные интересы волонтеров, помогающих онкобольным детям, в меньшей степени связаны со сферами «помогающих» профессий. Работа в проекте «Кругосветка» не подразумевает специализированную помощь по уходу за детьми. С другой стороны, для оказания помощи детям и подросткам с ТМНР требуется определенный уровень педагогических и психологических знаний для поддержки детей в процессе освоения бытовых навыков и различных способов коммуникации, при работе с проблемным поведением и серьезными двигательными нарушениями [Ткачева, 2015; Ткачева, 2018].
Желание помочь детям с тяжелыми нарушениями или онкобольным детям неразрывно связано с психологическими особенностями человека и может основываться еще и на эмоциональной составляющей, влияющей на качество взаимодействия волонтера с подопечным. В связи с этим важную роль играет уровень эмпатии волонтера [Косова, 2012; Стегний, 2018]. На основе результатов, полученных с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, зафиксированы данные о среднем уровне эмпатии (не более 54 % от возможного показателя) у волонтеров, длительно работающих с детьми с ОВЗ. Однако у некоторых из участников наблюдался низкий уровень эмпатии, что может говорить об эмоциональном выгорании. Оказание помощи детям с ОВЗ часто связано с наличием опыта возникновения «разрушающихся или не складывающихся отношений» [Деревянкина, 2016, С. 224]. Поэтому слишком сильная эмоциональная реакция или, наоборот, неспособность к установлению эмоционального контакта могут отрицательно сказываться на оказании помощи детям с ОВЗ. Средний уровень эмпатии, наблюдаемый у опрошенных волонтеров, оказывался достаточным для установления стабильных эмоциональных связей, не вызывающих дополнительного стресса.
Результаты изучения 28 добровольцев показали, что в качестве преобладающих факторов внутренней первичной мотивации к волонтерской деятельности выступила группа идеалистических мотивов, включающая в себя альтруистические и религиозные представления, социальную ответственность и чувство долга (рис. 2).
Рис 2. Средние значения по шкалам факторов первичной мотивации у волонтеров по группам (в % от максимально возможного показателя в баллах)
Оценивая альтруистическую направленность личности добровольцев, мы использовали шкалу «альтруизм-эгоизм» О.Ф. Потемкиной. Полученные в нашем исследовании данные говорят о проявлении альтруистической направленности личности у обследованных волонтеров на уровне 67% от максимально возможного показателя.
Далее по значимости следуют мотивы личной выгоды (в данном случае - важные для карьерного роста знания и знакомства) и самореализации. Мотив личностного роста становится менее важен с увеличением возраста (r = -0,489, р = 0,01). Данные, полученные при обработке эссе, подтверждают, что участие в волонтерской деятельности является для многих волонтеров новым этапом в осознании себя, переосмыслении внутренних установок и в осознании гуманистических принципов ценности любой личности. Волонтеры формулировали собственные ценностные установки как самостоятельный личностный выбор. Ниже приведены выдержки из эссе некоторых добровольцев: «Добровольческая деятельность для меня - это внутренняя потребность»; «Помощь больному ребенку - мой личный выбор, ведь так и должно быть, иначе нельзя».
Мотивы расширения социальных связей и компенсаторные мотивы занимают значительное место в мотивационной структуре личности волонтера. Включение в волонтерскую деятельность, как отмечали добровольцы, «помогло понять какие- то главные вещи в жизни, для чего я пришла в этот мир», «приобрести новый круг общения близких по духу людей», «работа волонтером помогает быть добрее, терпимее, милосерднее», позволяет «искать путь к Истине и быть счастливым».
Изучение результатов теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, полученных при опросе участников группы ЭГ-3, выявило, что волонтеры этой группы являются ответственными людьми, хорошо адаптированы в обществе, довольны своей жизнью и осознают ее значимость, опираются на прошлый жизненный опыт и могут быстро приспосабливаться к новым условиям социальной жизни. Они ориентированы не только на себя, но и на решение проблем других людей. В соответствии с поставленными целями они могут принимать групповые ценности и длительно, на постоянной основе, осуществлять помощь детям с ТМНР.
При исследовании структуры мотивации в разных группах обследуемых волонтеров были выявлены различия (табл. 3) в структуре первичной мотивации. Анализ общей группы волонтеров по критерию Краскела-Уоллиса по нескольким независимым выборкам позволил установить, что между группами добровольцев в распределении идеалистических мотивов и мотивов личностного роста существуют статистические различия. Можно отметить, что в группе ЭГ-3 («Милосердие») идеалистические мотивы первичной мотивации к волонтерской деятельности достоверно выше, чем в двух других группах, что может быть обусловлено наличием религиозной составляющей группы идеалистических мотивов, так как данная организация приветствует воцерковленность волонтеров и сотрудников. Вторая группа мотивов - личностного роста - достоверно ниже в группе ЭГ-1 («Подари жизнь»). Данные различия могут быть обусловлены уменьшением значимости мотивов личностного роста с увеличением возраста: средний возраст у волонтеров данной группы выше, чем в других.
В своем исследовании А.А. Клепикова констатирует, что при длительной работе в благотворительных целях структура мотивации может меняться. На первый план выходят мотивы самореализации, карьерные мотивы, и помощь подопечным приобретает «эгоистические» черты. Помощь детям с ОВЗ перестает восприниматься как «доброе дело», обогащающее как подопечных, так и волонтеров [Клепикова, 2011].
Таблица 3
Распределение мотивов внутри общей группы волонтеров и между группами (в % от максимально возможного показателя в баллах)
В нашем исследовании получены похожие данные по результатам эссе, однако принцип служения у религиозных людей неразрывно связан с духовным развитием, дисциплиной, поиском места в жизни и применением усвоенных ценностей, любви к людям и милосердия. И даже при длительной добровольческой работе с детьми с ТМНР верующие волонтеры продолжают отмечать, что они воспринимают свою помощь как способ совершенствоваться в практике проявления доброты и любви к людям - «изменения души и сердца», а также в осознании ценности любой человеческой личности. Волонтеры начинают относиться к телесным и психическим проблемам детей как божественному дару, помогающему увидеть несовершенство своей души и найти смысл в жизни.
На итоговом этапе работы были разработаны рекомендации по использованию диагностического комплекса в работе волонтерских организаций и проведены дополнительные исследования по работе с эмоциональным выгоранием волонтеров, которая включали консультации, психотерапевтические беседы и тренинги.
Выводы
Проведенное исследование позволило определить тенденции, которые способствуют возникновению мотивации к осуществлению волонтерской помощи детям с ТМНР, детям с онкозаболеваниями и их семьям. Данные экспериментального исследования могут быть использованы при создании центров и групп поддержки добровольцами семей, воспитывающих детей с ТМНР и детей с онкозаболеваниями, в рамках программ по профилактике социального сиротства
Материалы исследования позволяют сформировать гипотезу для дальнейшего исследования о том, что привлечение молодежи к волонтерскому сопровождению детей с ТМНР и с онкозаболеваниями можно стимулировать посредством распространения информации о проблемах детской и взрослой инвалидности, о деятельностном сострадании в обществе, а также посредством формирования позитивного образа волонтера.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что в волонтерской деятельности добровольцы могут не только проявлять свои альтруистические качества, но и удовлетворять потребность в личностном саморазвитии, испытывая духовное удовлетворение от результатов реальной помощи и деятельностного сострадания лицам с инвалидностью.
Благодарности
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования сотрудников и волонтеров проекта «Дети-Pro» православной службы помощи «Милосердие», благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих “Со-единение”» и благотворительного фонда «Подари жизнь».
Литература
- Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. № 306. С. 120–125.
- Деревянкина Н.А. Психологические особенности волонтеров, осуществляющих инклюзивную деятельность // Вестник Костромского Государственного Университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. № 22. С. 222–226.
- Ильин Е.П. «Психология помощи» Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
- Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследования социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. С. 391–416.
- Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 20. № 2. С. 123–127.
- Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146–156. doi: 10.15593/2224-9354/2018.1.14
- Ткачева В.В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семей лиц со сложными нарушениями развития // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. / Под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Соловьева. М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2015. 280 с. С. 225–228.
-
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение
молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями развития и их родителей // Актуальные
проблемы обучения и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 21-23 июня
2011 г. / под. ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. М.: изд-во МГГУ им.
Шолохова, 2011,
С. 286–290. -
Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение
семьи молодого инвалида с тяжелыми и множественными нарушениями развития в
процессе социализации. // Развитие российской дефектологической науки и
практики в современном образовательном пространстве:
новый взгляд: II Всероссийский съезд дефектологов (2-3
ноября 2017 года): сборник научных докладов и тезисов
выступлений участников / Под ред. Н.А. Лупановой. М.: Мин. обр.
России. 2018.
С. 89–98. - Фонд «Общественное мнение». Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» [Электронный ресурс] / под ред. М.В. Каневской. М., 2012. URL: https://soc.fom.ru/uploads/files/Broshura_ resursy.pdf (дата обращения: 28.11.2018).
- Экман П. Психология сострадания. СПб.: Питер, 2017. 160 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 903
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 554
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2