Веракса А.Н. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080 e-mail: veraksa@yandex.ru
Ощепкова Е.С. кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, ФГБУН «Институт языкознания Российской Академии наук», Москва e-mail: maposte06@yandex.ru
Бухаленкова Д.А. кандидат психологических наук, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051 e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru
Картушина Н.А. кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии, Университет Осло e-mail: natalia.kartushina@psykologi.uio.no
В статье приводятся данные исследования рабочей памяти и особенностей устной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Было обследовано 269 детей (из них 133 мальчика и 136 девочек) в возрасте 5-6 лет (М=5,6 лет; SD=0,48), посещающих старшую группу детского сада в г. Москве. Особенности развития устной монологической речи изучалась с помощью методов, разработанных в отечественной нейропсихологии: заданий на пересказ текста и составления рассказа по серии картинок. При оценке ответов детей анализировались общие нейропсихологические параметры, отдельно лексические и грамматические (морфология и синтаксис) показатели, а также структура нарратива. В результате корреляционного и кластерного анализа были получены схожие результаты: с уровнем развития рабочей памяти у детей в дошкольном возрасте наилучшим образом устойчиво коррелируют такие показатели развития речи ребенка, как смысловая полнота нарратива, его адекватность, программирование речевого сообщения, количество слов и предложений в тексте, развитие макроструктуры и тип нарратива. На основании полученных результатов делается вывод о том, что самые общие и глобальные показатели макроструктуры нарратива значимо связаны с развитием рабочей памяти. При этом развитие слуховой рабочей памяти в большей степени связано с развитием речи
у дошкольников по сравнению со зрительной рабочей памятью. Авторы приходят к заключению, что при хорошо развитой слуховой рабочей памяти речь ребенка будет более правильна в лексическом и грамматическом отношениях.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-29-09112.
Благодарности
Авторы благодарят за помощь в сборе данных студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководителей дошкольных учреждений
г. Москвы, родителей воспитанников детских садов.
Литература
Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н.
Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и
диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016.
Т. 24. № 4.
С. 14–22. doi: 10.11621/npj.2016.0402
Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. и
др. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник МГУ.
Сер. 14: Психология. 1996. № 2. C. 51–58.
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический
анализ синтаксиса.
М.: Либроком, 2012. 218 с.
Белопольская Н.Л. Методики исследования
познавательных процессов у детей 4–6 лет. М.: Когито-Центр, 2008. 24 с.
Выготский Л.С. Детская психология / Собрание
сочинений. В 6 т. Т. 4.
М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер,
2008. 80 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. М.: изд-во МГУ, 2000. 512 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской
речи. М: Владос, 2000. 240 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
Ягунова Е. Структура спонтанного нарратива:
мультимедийность исходного дискурса и его отражение в текстах детей и взрослых
// Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сборник статей к юбилею доктора
филологических наук, профессора С.Н. Цейтлин / под ред. Т.А. Кругляковой, Т.В.
Кузьминой. СПб.: Златоуст, 2013. C. 159–177.
Aaron P.G., Joshi R.M., Gooden R., et al. Diagnosis
and treatment of reading disabilities based on the component model of reading
// Journal of Learning Disabilities. 2008. Vol. 41. № 1. P. 67–84. doi:
10.1177/0022219407310838.
Acheson D.J., MacDonald M.C. Verbal working memory
and language production: Common approaches to the serial ordering of verbal
information // Psychological bulletin. 2009. Vol. 135. № 1. P. 50–68. doi:
10.1037/a0019322.
Adams A.-M., Gathercole S.E. Phonological Working
Memory and Speech Production in Preschool Children // Journal of Speech and
Hearing Research. 1995. Vol. 38. № 2.
P. 403–414. doi: 10.1044/jshr.3802.403.
Baddeley A.D. Working memory: Theories, models, and
controversies // Annual Review of Psychology. 2012. Vol. 63. P. 1–29.
doi:10.1146/annurev-psych-120710-100422
Bates E., Thal D., Janowsky J. Early language
development and its neural correlates // Handbook of neuropsychology: Vol. 7.
Child neuropsychology / Segalowitz S., Rapin I. (eds.) Amsterdam: Elsevier,
1992, pp. 69–110.
Berman R., Slobin D.I. Relating events in a
narrative. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1994. 748 p.
Blain-Brière B., Bouchard C., Bigras N. The role of
executive functions in the pragmatic skills of children age 4–5 // Frontiers
Psychology. 2014. Vol. 240. № 5. doi:10.3389/fpsyg.2014.00240
Blair C., Protzko J., Ursache A. Self-regulation
and early literacy // Handbook of early literacy research / S.B. Neuman, D.K.
Dickinson (eds.). New York: Guilford, 2012.
P. 20–35.
Bornkessel-Schlesewsky I., Schlesewsky M.
Processing syntax and morphology: a neurocognitive perspective. Oxford: Oxford
University Press, 2009. 360 p.
Cahana-Amitay D., Jenkins T. Working memory and
discourse production in people with aphasia // Journal of Neurolinguistics.
2018. Vol. 48, pp. 90–103.
doi: 10.1016/j.jneuroling.2018.04.007.
Cain K., Oakhill J., Bryant P. Children's Reading
Comprehension Ability: Concurrent Prediction by Working Memory, Verbal Ability,
and Component Skills // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96. № 1.
P. 31–42. doi: 10.1037/0022-0663.96.1.31.
Clark G.M., Lum J.A. Procedural memory and speed of
grammatical processing: Comparison between typically developing children and
language impaired children // Research in Developmental Disabilities. 2017.
Vol. 71. P. 237–247.
doi: 10.1016/j.ridd.2017.10.015.
Cutting L.E., Materek A., Cole C.A., et al. Effects
of fluency, oral language, and executive function on reading comprehension
performance // Annals of Dyslexia. 2009. Vol. 59. № 1. P. 34–54.
doi:10.1007/s11881-009-0022-0.
Dodwell K., Bavin E.L. Children with specific
language impairment: an investigation of their narratives and memory //
International Journal of Language & Communication Disorders. 2008. Vol. 43.
№ 2. P. 201–218.
doi: 10.1080/13682820701366147.
De Abreu P.M., Gathercole S.E., Martin R.
Disentangling the relationship between working memory and language: The roles
of short-term storage and cognitive control // Learning and Individual
Differences. 2011. Vol. 21. № 5. P. 569–574.
doi: 10.1016/j.lindif.2011.06.002
Duff F.J., Reen G., Plunkett K., et al. Do infant
vocabulary skills predict school-age language and literacy outcomes? // Journal
of Child Psychology and Psychiatry. 2015.
Vol. 56. № 8. P. 848–856. doi:10.1111/jcpp.12378
Duncan G.J., Dowsett C.J., Claessens A., et al.
School readiness and later achievement // Developmental Psychology. 2007. Vol.
43. № 6. P. 1428–1446. doi:10.1037/0012-1649.43.6.1428
Duinmeijer I., Jong J., Scheper A. Narrative
abilities, memory and attention in children with a specific language impairment
// International Journal of Language & Communication Disorders. 2012. Vol.
47. № 5. P. 542–555.
doi: 10.1111/j.1460-6984.2012.00164.x
Fichman S.,
Altman
C.,
Voloskovich A. et al. Story grammar elements and causal relations in
the narratives of Russian-Hebrew bilingual children with SLI and typical
language development // Journal of Communication Disorders. 2017. Vol. 69. P.
72–93. doi: 10.1016/j.jcomdis.2017.08.001
Gathercole S.E.,Willis C.,
Emslie H. et al. Phonological memory and vocabulary development
during the early school years: A longitudinal study // Developmental
Psychology. 1992. Vol. 28. № 5. P. 887–898.
doi: 10.1037/0012-1649.28.5.887
Givón T. Coherence in spontaneous text. In M.A.
Gernsbacher, T. Givón (eds.). Amsterdam: John Benjamins Publishing Company,
1995. 267 p.
Hess C.W., Haug H.T., Landry R.G. The Reliability
of Type-Token Ratios for the Oral Language of School Age Children // Journal of
Speech, Language, and Hearing Research. 1989. Vol. 32. № 3. P. 536–540.
doi: 10.1044/jshr.3203.536
Hess C.W., Sefton K.M., Landry R.G. Sample Size and
Type-Token Ratios for Oral Language of Preschool Children // Journal of Speech,
Language, and Hearing Research. 1986. Vol. 29. № 1. P. 129–134.
doi: 10.1044/jshr.2901.129
Hoggan K.C., Strong C.J. The Magic of "Once Upon a
Time" Narrative Teaching Strategies. Language, Speech, and Hearing Services in
Schools. 1994. Vol. 25. № 2. P. 76–89.
doi: 10.1044/0161-1461.2502.76
Hudson J.A., Shapiro L.R. From knowing to telling:
The development of children's scripts, stories, and personal narratives //
Developing narrative structure / A. McCabe,
C. Peterson (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1991. P. 89–136.
Justice L.M.,
BowlesR.,KaderavekJ.N. et al. The Index of Narrative Microstructure: A Clinical Tool for
Analyzing School-Age Children’s Narrative Performances // American Journal of
Speech-Language Pathology. 2006. Vol. 15. № 2. P. 177–191. doi:
10.1044/1058-0360(2006/017)
Karaduman A., Goksun T., Chatterjee A. Narratives
of focal brain injured individuals: A macro-level analysis // Neuropsychologia.
2017. Vol. 99. P. 314–325.
doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2017.03.027
Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II.
Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007, 228
p.
Kormos J., Trebits A. Verbal Working Memory and
Language Production. Second language task complexity. Researching the cognition
hypothesis of language learning and performance // Verbal Working Memory and
Language Production / P. Robinson (ed.), Amsterdam: John Benjamins Publishing
Company. 2011. P. 267–285.
Kuijper S.J.,HartmanC.A.,Bogaerds-HazenbergS. et al. Narrative production in children with autism spectrum disorder
(ASD) and children with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD):
Similarities and differences // Journal of Abnormal Psychology. 2017. Vol. 126.
№ 1. P. 63–75. doi: 10.1037/abn0000231
Locke J.L. A Theory of Neurolinguistic Development
// Brain & Languange. 1997. Vol. 58. № 2. P. 265–326. doi:
10.1006/brln.1997.1791
Matthews J.S., Ponitz C.C., Morrison F.J. Early
gender differences in self-regulation and academic achievement // Journal of
Educational Psychology. 2009. Vol. 101. № 3.
P. 689 - 704. doi: 10.1037/a001424
Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., et al. The
unity and diversity of executive functions and their contributions to complex
"frontal lobe" tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000.
Vol. 41. № 1. P. 49–100.
doi: 10.1006/cogp.1999.0734
Norbury C.F., Bishop D. Narrative skills of
children with communication impairment // International Journal of Language
& Communication Disorders. 2003. Vol. 38. № 3.
P. 287–313. doi: 10.1080/136820310000108133
Nicolopoulou A. The elementary forms of narrative
coherence in young children’s storytelling // Narrative Inquiry. 2008. Vol. 18.
№ 2. P. 299–325. doi: 10.1075/ni.18.2.07nic
Nilsen E.S., Graham S.A. The relations between
children’s communicative perspective taking and executive functioning //
Cognitive psychology. 2009. Vol. 58. № 2. P. 220–249.
doi: 10.1016/j.cogpsych.2008.07.002
Ovchinnikova I. Variety of children’s narratives as
the reflection of individual differences in mental development // Psychology of
Language and Communication. 2005. Vol. 9. № 1. P. 29–53.
Pazeto T.C., Seabra A.G., Dias N.M. Executive
functions, oral language and writing in preschool children: Development and
correlations // Paidéia, 2014. Vol. 24. № 58. P. 213–221. doi:
10.1590/1982-43272458201409
Reilly J., LoshM.,BellugiU. et al. ‘‘Frog, where are you?’’ Narratives in children with specific
language impairment, early focal brain injury, and Williams syndrome // Brain
& Languange. 2004. Vol. 88. № 2. P. 229–247.
doi: 10.1016/S0093-934X(03)00101-9
Sung J.E., Eom B., Lee S.E. Effects of working
memory demands on sentence production in aphasia // Journal of
Neurolinguistics. 2018. Vol. 48. P. 64–75.
doi: 10.1016/j.jneuroling.2018.03.006
Tesniere L. Elements de syntaxe structurale. Paris:
Klincksieck, 1988. 40 p.
Tomasello M. The item-based nature of children’s
early syntactic development // Trends in Cognitive Sciences. 2000. Vol. 4. № 5.
P. 156–163. doi: 10.1016/S1364-6613(00)01462-5
Verhagen J., Leseman P. How do verbal short-term
memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar?
A comparison between first and second language learners // Journal of
Experimental Child Psychology. 2016. Vol. 141.
P. 65–82. doi: 10.1016/j.jecp.2015.06.015
Walker C.M., Lombrozo T. Explaining the moral of
the story // Cognition. 2017.
Vol. 167, P. 266–281.
doi: 10.1016/j.cognition.2016.11.007
Ward C.M.,RogersC.S.,Van
EngenK.J. et al. Effects of Age, Acoustic Challenge, and Verbal
Working Memory on Recall of Narrative Speech // Experimental Aging Research.
2016. Vol. 42. № 1. P. 97–111. doi: 10.1080/0361073X.2016.1108785
Whitely C., Colozzo P. Who's Who? Memory Updating
and Character Reference in Children's Narratives // Journal of Speech Language
and Hearing Research. 2013. Vol. 56. № 5. P. 1625–1636.
doi: 10.1044/1092-4388(2013/12-0176)
Willoughby M.T., Kupersmidt J.B., Voegler-Lee M.E.
Is preschool executive function causally related to academic achievement?
// Child Neuropsychology. 2012. Vol. 18. № 1. P. 79–91. doi:
10.1080/09297049.2011.578572