Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9029Новости 1788Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ситуационно-векторный анализ стенограмм занятий по преодолению учебных трудностей: анализ случая 115

Николаевская И.А.
преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогическкий университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1057-2064
e-mail: nikolaevskayaia@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлен анализ случая оказания психолого-педагогической помощи учащейся с трудностями в обучении средствами рефлексивно-деятельностного подхода, приводится подробный анализ трех ситуаций из трех занятий с учащейся 6 класса, испытывающей трудности в английском языке. Анализ проведен с помощью методики ситуационно-векторного анализа, разработанной на основе многовекторной модели зоны ближайшего развития и модификации метода анализа речевой продукции при решении творческих задач. В статье кратко характеризуются этапы применения методики: разделение стенограмм на ситуации, анализ высказываний консультанта и учащегося с помощью метода анализа речевой продукции при решении творческих задач, соотнесение высказываний с описанными векторами, фиксирование динамики изменения границ зон ближайшего и актуального развития.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дис… докт. психол. н. в виде научного доклада. М., 2002. 41 с.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление труднос­тей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
  3. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоцио­нальных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психоло­гии. 1997. № 1. С. 19—25.
  4. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102–108. doi:10.17759/chp.2018140211
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.:
    в 6 т. Том 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  6. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) // Собр. соч., том 4. М.: Педагогика, 1984. 433с.
  7. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе
    (в соавторстве). M.: Творческий Центр Сфера, 2006. 96 с.
  8. Гуружапов В.А., Адаскина А.А. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 5–6. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n1/Guruzhapov.shtml (дата обращения: 30.03.2020)
  9. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Методика определения стиля мышления руководителя // Практические занятия по социальной психологии для руководителей и специалистов народного хозяйства. Рига: МИПК СНХ Латв. ССР, 1980, с. 40–66.
  10. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 3. С. 96–104. doi: 10.17759/chp
  11. Зарецкий В.К., Николаевская И.А. Метод ситуационно-векторного анализа когнитивно-личностного развития учащихся в процессе преодоления учебных трудностей. Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1.
  12. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Михайлова А.М. Зарубежный опыт профилактики
    и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях
    с низким социально-экономическим статусом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 7–16. doi:10.17759/jmfp.2019080101
  13. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 97–109 URL:https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n1/29016.shtml (дата обращения: 30.03.2020)
  14. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Пространственно­-временная схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 13–26.
  15. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.
  16. Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  18. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной само­стоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 c.
  19. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 7–13.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика