Изменение образа жизни пациента как задача психологической реабилитации: организация реабилитации как совместной деятельности на личностном и межличностном уровнях 442
Рассказова Е.И. кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238 e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com
Тхостов А.Ш. доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9676-4096 e-mail: tkhostov@gmail.com
Ковязина М.С. доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1795-6645 e-mail: kms130766@mail.ru
Варако Н.А. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8310-8169 e-mail: nvarako@mail.ru
Формирование у пациента поведения, связанного со здоровьем, является важной задачей психологической реабилитации. Анализируются модели и мишени изменения поведения пациента и их применение в психологической реабилитации. Рассматриваются возможности применения модели PRECEED–PROCEDE к оценке условий реабилитации. Ценность модели заключается прежде всего в возможности операционализовать и формализовать оценку эффективности организации реабилитации. Показано, что учет межличностного контекста процесса реабилитации на основе положений теории взаимозависимости важен для достижения согласованности целей и постепенной трансформации ожиданий пациента. Эффективность реабилитации и возможности изменения поведения пациента на раннем этапе сопряжены с формированием межличностных отношений, согласующихся с ожиданиями пациента и его близких. Перспектива изменения образа жизни и активного участия пациента в реабилитации может обеспечиваться только трансформацией его отношений со специалистами. Та же динамика будет эффективна и в отношении взаимодействия пациента с его близкими. Впоследствии это взаимодействие должно перестраиваться в сторону большего участия и ответственности пациента.
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-29-02169 «Современные информационные технологии (виртуальная реальность, айтрекинг, нейробиоуправление) в системе клинико-психологической диагностики
и реабилитации лиц с нарушениями когнитивных и эмоциональных процессов»)
Ссылка для цитирования
Литература
Варако Н.А., Шилко Р.С., Ковязина М.С. и др.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и
здоровья (МКФ)
и культурно-деятельностная парадигма Л.С.Выготского–А.Н.Леонтьева–А.Р.Лурии как
основа отечественной клинико-психологической реабилитологии [Электронный
ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 143–159.
URL: https://psyjournals.ru/files/110407/psyclin_2019_n3.pdf (Дата обращения:
30.01.2020)
Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю.
Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. СПб: Речь,
2011. 270 c.
Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А.
Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.:
Медпрактика-М., 2004. 492 c.
Клинические и организационные основы реабилитации
психически больных / Под ред. М.М. Кабанова, К. Вайзе. М., Медицина, 1980. 395
c.
Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в
психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского
университета. Серия 14. Психология. 2014. №4. С. 102–119.
Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Апробация методик
диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и самоэффективности в
отношении лечения // Вестник ЮУрГУ. Серия "Психология". 2016. Том 9. 1. С.
71–83. doi: 10.14529/psy160108
Azar F.E., Solhi M., Nejhaddadgar N., et al. The
effect of intervention using the PRECEDE-PROCEED model based on quality of life
in diabetic patients // Electronic Physician. 2017. Vol. 9. № 8. P. 5024–5030.
doi: 10.19082/5024
de Jersey S., Mallan K., Callaway L., et al. A
Cross Sectional Comparison of Predisposing, Reinforcing and Enabling Factors
for Lifestyle Health Behaviours and Weight Gain in Healthy and Overweight
Pregnant Women // Maternal & Child Health Journal. 2017. Vol. 21. № 3. P.
626–635. doi: 10.1007/s10995-016-2148-0
Geist-Martin P., Ray E.B., Sharf B.F. Communicating
health: Personal, cultural and political complexities. Belmont:
Wadsworth/Thomson Learning. 2003. 358 p.
Gielen A.C., McDonald E.M. Using PRECEDE-PROCEED
planning model to apply health behavior theories / In K. Glanz, B.K. Rimer,
F.M. Lewis (Eds), Health behavior and health education. Theory, research and
practice (3rd ed.). San Francisco: Jossey-Bass. 2002. P. 409–436.
Green L.W., Kreuter M.W. Health promotion planning:
an educational and environmental approach. Mountain View, California: Mayfield,
1999. 506 p.
Horne R. Treatment perception and self-regulation /
In L.D. Cameron, H. Leventhal (Eds.), The Self-Regulation of Health and Illness
Behavior. Routledge: New York, 2003. P. 138–153.
Kang J., Park K.O. Development of Evaluation
Indicators for Hospice and Palliative Care Professionals Training Programs in
Korea // The Journal of Continuing Education in the Health Professions. 2017.
Vol. 37. № 1. P. 19–26. doi: 10.1097/ceh.0000000000000142
Kennedy P. Rehabilitation psychology: Introduction,
review, and background // In P. Kennedy (Ed.), Oxford Handbook of
Rehabilitation Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 3–9.
Leventhal H., Brissette I., Leventhal E. The
common-sense model of self-regulation of health and illness / In L.D. Cameron,
H. Leventhal (Eds.), The Self-Regulation of Health and Illness Behavior.
Routledge: New York, 2003. P. 42–65.
Lewis M.A., DeVellis B.M., Sleath B. Social
influence and interpersonal communication in health behavior // In K. Glanz,
B.K. Rimer, F.M. Lewis (Eds.), Health Behavior and Health Education. San
Francisco: Jossey-Bass, 2002. P. 240–264.
Mann T., de Ridder D., Fujita K. Self-regulation of
health behavior: social psychological approaches to the goal setting and goal
striving // Health Psychology. 2013. Vol. 32. № 5. P. 487–498. doi:
10.1037/a0028533
McAndrew L.M., Musumeci-Szabo T.J., Mora P.A., et
al. Using the common-sense model to design interventions for the prevention
and management of chronic illness threats: from description to process //
British Journal of Health Psychology. 2008. Vol. 13. P. 195–204. doi:
10.1348/135910708X295604
Moshki M., Dehnoalian A., Alami A. Effect of
PRECEDE–PROCEED model on preventive behaviors for type 2 diabetes mellitus in
high-risk individuals // Clinical Nursing Research. 2017. Vol. 26. № 2. P.
241–253. doi: 10.1177/1054773815621026
Ogden J. Health psychology. Bukingham: Open
University Press, 2007. 565 p.
ProchaskaJ.O., Wright J.A., Velicer W.F.
Evaluating theories of health behavior change: a hierarchy of criteria applied
to the transtheoretical model // Applied Psychology. 2008. Vol. 57. № 4. P.
561–588. doi: 10.1111/j.1464-0597.2008.00345.x
Schwarzer R., Lippke S., Luszczynska A. Mechanisms
of health behavior change in persons with chronic illness or disability: The
Health Action Process Approach // Rehabilitation Psychology. 2011. Vol. 56. №
3. P. 161–170. doi: 10.1037/a0024509
Shanta B.L., Sharma M., Lee J.H., et al. Using the
PRECEDE-PROCEED model for an online peer-to-peer suicide prevention and
awareness for depression (SPAD) intervention among African American college
students: experimental study // Health Promotion Perspectives. 2018. Vol. 8. №
1. P. 15–24. doi: 10.15171/hpp.2018.02
Sheeran P., Gollwitzer P.M., Bargh J.A.
Nonconscious processes and health // Health Psychology. 2013. Vol. 32. № 5. P.
460–473. doi: 10.1037/a0029203
Sheldon K., Williams J., Joiner T.
Self-determination theory in the clinic. New Haven: Yale University Press,
2003. 208 p.
Sherwin E. A Field in flux: the history of
rehabilitational psychology // In P. Kennedy (Ed.), Oxford Handbook of
Rehabilitation Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2012. P.
10–31.
Taylor M. Health Psychology. New York: Guilford
Press, 2003. 388 p.
Webb T.L., Sheeran P. Does changing behavioral
intentions engender behavior change? A meta-analysis of the experimental
evidence // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132. № 2. P. 249–268. doi:
10.1037/0033-2909