Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №3 (3) / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями 92

|

Шамионов Р.М.
доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X
e-mail: shamionov@mail.ru

Григорьева М.В.
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186
e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Гринина Е.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры реабилитационных технологий в образовании, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского), Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8766-9668
e-mail: elena-grinina@yandex.ru

Созонник А.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО СГУ имени Н.Г. Чернышевского), , Саратов, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3930-2674
e-mail: sznnik@mail.ru

Аннотация

Изучение личностных и поведенческих факторов академической адаптации студентов с хроническими заболеваниями необходимо для разработки стратегии их социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения в университете. Цель исследования — изучить роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации условно здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями. В исследовании приняли участие 419 студентов бакалавриата университетов в возрасте 17–26 лет, средний возраст М=19,6, SD=2,8 (мужчин 18,4%), 34,8% из них имеют хронические заболевания (соматические, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально- волевые, сочетанные нарушения). Выборки были сбалансированы между собой по признакам пола, возраста, курса обучения. В исследовании использовались опросники: 5PFQ Р. МакКрае и П. Коста в адаптации А.Б. Хромова (2000), Шкала академической адаптации (Р.М. Шамионов и др., 2020), Шкалы приверженности к различным формам социальной активности (Шамионов Р.М. и др., 2018). Установлено, что студенты с хроническими заболеваниями характеризуются более слабой выраженностью экстраверсии и более сильной эмоциональной неустойчивостью. Взаимосвязь компонентов академической адаптации и свойств личности привязанность–обособленность, самоконтроль–импульсивность, эмоциональная устойчивость–неустойчивость является универсальной вне зависимости от состояния здоровья. Социально-политическая и интернет-поисковая активности связаны с адаптацией студентов с хроническими заболеваниями. Эмоциональная устойчивость–неустойчивость является модератором направленной связи возраста и хронических заболеваний с академической адаптацией, ослабляя прямую причинную связь. Полученные данные позволяют наметить пути социально- психологического и психолого-педагогического сопровождения студентов с хроническими заболеваниями в университете.

Ключевые слова: академическая адаптация, студенты с хроническими заболеваниями, социальная активность, социальная активность студентов, свойства личности

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100310

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках выполнения государственного задания по теме «Академическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья» (проект № FSRR-2020-0003).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 1. С. 72–81.
  2. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука
    и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 23–30. DOI:10.17759/pse.2017220503.
  3. Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность в системе личностных предикторов академической успеваемости студентов // Психологические исследования. 2018. Том 11. № 61. С. 9–18.
  4. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. URL: https://psyjournals.ru/files/27814/psyedu_ru_2010_2_Dubovitskaya_ Krilova.pdf (дата обращения 22.06.2020).
  5. Дьяченко В.Г, Костакова Т.А., Пчелина И.В. Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса. Хабаровск: изд-во ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2012. 424 с.
  6. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С. и др. Хронические неинфекционные заболевания: эффекты сочетанного влияния факторов риска // Профилактическая медицина. 2019. Том 22. № 2. С. 45–50. DOI: 10.17116/profmed20192202145
  7. Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А. и др. Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью
    у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик // Медицинский альманах. 2019. Том 5–6. № 61. С. 10–15. DOI: 10.21145/2499-9954-2019-5-10-15
  8. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
  9. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 413 с.
  10. Одинцова М.А., Айсмонтас Б.Б., Куляцкая М.Г. Факторы самоактивации студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Том 17. № 1. С. 72–79. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-72-79
  11. Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся
    в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2020250202
  12. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 528 с.
  13. Солдатов А.А., Ковтун О.Е., Радзиевская Н.Г. и др. Нарушение функции центральной нервной системы при хронических заболеваниях студентов // International Journal of Immunorehabilitation. 2010. Том. 12. № 2. С. 241а–241b.
  14. Тхостов А.Ш. Психология телесности.  М.: Смысл, 2002. 287 с.
  15. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
  16. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26–41. DOI: 10.17223/17267080/74/2
  17. Algahtani F.D. Healthy lifestyle among Ha'il University students, Saudi Arabia // International Journal of Pharmaceutical Research&Allied Sciences. 2020. Vol. 9. № 2.
    Р. 160–167.
  18. Astin A.W. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40. № 5. P. 518–529.
  19. Bailey T.H., Phillips L.J. The influence of motivation and adaptation on students’ subjective well-being, meaning in life and academic performance // Higher Education Research and Development. 2016. Vol. 35. № 2. Р. 201–216. DOI: 10.1080/07294360. 2015.1087474
  20. Baker R.W., Siryk B. Measuring adjustment to college // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. № 2. Р. 179–189.
  21. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman, 1997. 604 p.
  22. Bradley-Klug K.L., DeLoatche K.J., Wheatley G. School psychological practice for students with medical issues // Handbook of Australian School Psychology / M. Thielking, M. Terjesen (eds.). Cham: Springer, 2017. P. 655–662.  DOI: 10.1007/978-3-319-45166-4_34
  23. Briggs A.R., Clark J., Hall I. Building bridges: Understanding student transition to university // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 18. № 1. P. 3–21. DOI: 10.1080/ 13538322.2011.614468
  24. Brown T. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. New York: The Guilford Press, 2006. 462 р.
  25. Byrne B.M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. 2nd ed. Multivariate applications series. New York: Taylor & Francis, 2010. 418 p.
  26. Chemers M.M., Hu L., Garcia B F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. № 1. Р. 55–64. DOI: 10.1037/0022-0663.93.1.55
  27. Forrest C.B., Bevans K.B., Riley A.W. et al. School outcomes of children with special health care needs // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 2. Р. 303–312. DOI: 10.1542/peds.2010-3347
  28. Francis G.L., Duke J., Brigham F.J., et al. Student perceptions of college-readiness, college services and supports, and family involvement in college: An exploratory study // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 48. P. 3573–3585. DOI: 10.1007/s10803-018-3622-x
  29. Kim E., Lee Y.-M., Riesche L. Factors affecting depression in high school students with chronic illness: A nationwide cross-sectional study in South Korea // Archives of Psychiatric Nursing. 2020. Vol. 34. № 3. Р. 164–168. DOI: 10.1016/j.apnu.2020.01.002
  30. McCrae R.R., Costa P.T. Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. № 1. P. 81–90. DOI: 10.1037/0022-3514.52.1.81
  31. McIntyre J.C., Worsley J., Corcoran R. et al. Academic and non-academic predictors of student psychological distress: the role of social identity and loneliness // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27. № 3. P. 230–239. DOI: 10.1080/09638237.2018.1437608
  32. Mullins A.J., Gamwell K.L., Sharkey C.M. et al. Illness uncertainty and illness intrusiveness as predictors of depressive and anxious symptomology in college students with chronic illnesses // Journal of American College Health. 2017. Vol. 65. № 5. P. 352–360. DOI: 10.1080/07448481.2017.1312415
  33. Otzen T., Fuentes N., Wetzel G. et al. Suicidality and perceived social support in university students with chronic non-communicable diseases // Terapia Psicológica. 2020. Vol. 38. № 1. Р. 119–129. URL: https://scielo.conicyt.cl/pdf/terpsicol/v38n1/0718-4808-terpsicol-38-01-0119.pdf (Accessed 22.01.2021).
  34. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How college affects students: A third decade of research. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2005. 848 p.
  35. Pho H., Schartner A. Social contact patterns of international students and their impact on academic adaptation // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2019.  Vol. 42. № 1. Р. 1–14. DOI: 10.1080/01434632.2019.1707214.
  36. Puff J., Kolomeyer E., McSwiggan M. et al. Depression as a mediator in the relationship between perceived familial criticism and college adaptation // Journal of American College Health. 2016. Vol. 64. № 8. Р. 604–612. DOI: 10.1080/07448481. 2016.1210612
  37. Rienties B., Beausaer S., Grohnert T. et al. Understanding academic performance of international students: the role of ethnicity, academic and social integration // Higher Education. 2012. Vol. 63. № 6. Р. 685–700. DOI: 10.1007/s10734-011-9468-1
  38. Rodríguez M.S., Tinajero C., Páramo M.F. Pre-entry characteristics, perceived social support, adjustment and academic achievement in first-year Spanish university students:
    A path model // The Journal of Psychology Interdisciplinary and Applied. 2017. Vol. 151.
    № 8. Р. 722–738.  DOI: 10.1080/00223980.2017.1372351
  39. Royster L., Marshall O. The chronic illness initiative: supporting college students with chronic illness needs at DePaul University // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2008. Vol. 20. № 2. Р. 120–125.
  40. Sevinç S., Gizir C.A.  Factors negatively affecting university adjustment from the views of first-year university students: the case of Mersin University // Educational Sciences: Theory & Practice. 2014. Vol. 14. № 4. P. 1301–1308. DOI: 10.12738/estp. 2014.4.2081
  41. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grinina E.S. et al. Characteristics of academic adaptation and subjective well-being in university students with chronic diseases // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. Vol. 10. № 3. Р. 816–831. DOI: 10.3390/ejihpe10030059
  42. Shiu S. Issues in the education of students with chronic illness // International Journal of Disability, Development and Education. 2001. Vol. 48. № 3. P. 269–281. DOI: 10.1080/10349120120073412
  43. Van Rooij E.C.M., Jansen E.P.W.A., Van de Grift W.J.C.M. First-year university students’ academic success: the importance of academic adjustment // European Journal of
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика