Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10023Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста 61

|

Переверзева Д.С.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337
e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com

Мамохина У.А.
младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201
e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com

Давыдова Е.Ю.
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535
e-mail: el-davydova@mail.ru

Лопухина А.А.
кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2283-1644
e-mail: alopukhina@hse.ru

Арутюнян В.Г.
младший научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9417-0913
e-mail: varutiunian@hse.ru

Хаустов А.В.
кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295
e-mail: arch2@mail.ru

Аннотация

Исследование направлено на проверку гипотезы о взаимосвязи понимания речи с такими параметрами, как индекс невербального интеллекта и уровень выраженности аутистических нарушений у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Одной из ключевых сфер, в которых проявляют себя аутистические нарушения, является сфера коммуникации. Поэтому исследование речевых особенностей этих детей и факторов, которые на них влияют, позволяет более качественно подойти к планированию и реализации коррекционных и образовательных воздействий. Выборку составили 50 детей 7–11 лет (M=9 лет 11 мес., SD=1,50 года, 7 девочек), имеющих диагноз в спектре аутизма. Дети были протестированы с помощью методики “КОРАБЛИК” (базовые лингвистические компетенции), батареи тестов Кауфманов (KABC-II) или теста Векслера (WISC-III) (невербальный интеллект) и Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS-II) (аутистические проявления). Полученные результаты подтверждают гипотезу о связи между пониманием речи, индексом невербального интеллекта и симптомами аутизма. Выраженность аутистических проявлений отрицательно связана с некоторыми фонологическими и лексическими аспектами понимания речи, а также с пониманием дискурса. Индекс невербального интеллекта положительно связан с пониманием речи на всех уровнях. Характерной чертой импрессивной речи у детей с РАС 7–11 лет является неравномерность развития ее уровней, которая ассоциирована с выраженностью аутистических проявлений и не связана с индексом интеллекта.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, понимание речи, вербальная коммуникация, интеллект, когнитивное развитие, младший школьный возраст

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100407

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».

Получена: 05.10.2021

Принята в печать: 25.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Игнатьев Г.А. и др. Библиотека психо-лингвистических стимулов: новые данные для русского и татарского языка // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Под ред. Ю.И. Александрова, К.В. Анохина. М.: изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 93–95.
  2.  Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 95 с.
  3.  Библиотека стимулов — Глаголы и существительные. URL: http://stim-database.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
  4.  Лебедева Т.В. Возможности использования стандартизированных методов психологической оценки развития русского языка у детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2014. № 2. С. 23–30.
  5.  Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство. Пер. с англ. А.Б. Сорокина,
    Е.Ю. Давыдовой, К.Р. Салимовой, Е. Пшеничной. [Б.м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
  6.  Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том. 15. № 3. С. 24–33. DOI: 10.17759/ AUTDD.2017150304
  7.  Прихода Н.А. Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до 9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Том. 21. № 3. С. 25–33. DOI: 10.17759/ pse.2016210304
  8.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Москва: Аркти, 2000. 56 с.
  9.  Akinina Y., Malyutina S., Ivanova M. et al. Russian normative data for 375 action pictures and verbs // Behavior Research Methods. 2015. Vol. 47. № 3. P. 691–707. DOI: 10.3758/s13428-014-0492-9
  10.  Anderson D.K., Lord C., Risi S. et al. Patterns of growth in verbal abilities among children with autism spectrum disorder // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2007. Vol. 75. № 4. P. 594–604. DOI: 10.1037/0022-006X.75.4.594
  11.  Arunachalam S., Luyster R.J. The integrity of lexical acquisition mechanisms in autism spectrum disorders: A research review // Autism Research. 2016. Vol. 9. № 8. P. 810–828. DOI: 10.1002/aur.1590
  12.  Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive and receptive language in Russian primary-school-aged children with Autism Spectrum Disorder // Research in Developmental Disabilities. 2021. Vol. 117. P. 104042. DOI: 10.1016/J.RIDD.2021.104042
  13.  Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Language abilities of Russian primary-school-aged children with Autism Spectrum Disorder: Evidence from comprehensive assessment // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. DOI: 10.1007/s10803-021-04967-0
  14.  Åsberg J. Patterns of language and discourse comprehension skills in school-aged children with autism spectrum disorders // Scandinavian Journal of Psychology. 2010. Vol. 51. № 6. P. 534–539. DOI: 10.1111/j.1467-9450.2010.00822.x
  15.  Brignell A., May T., Morgan A.T. et al. Predictors and growth in receptive vocabulary from 4 to 8 years in children with and without autism spectrum disorder: A population-based study // Autism. 2019. Vol. 23. № 5. P. 1322–1334. DOI: 10.1177/ 1362361318801617
  16.  Cardillo R., Mammarella I.C., Demurie E. et al. Pragmatic language in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: Do theory of mind and executive functions have a mediating role? // Autism Research. 2021. Vol. 14. № 5. P. 932–945. DOI: 10.1002/aur.2423
  17.  Charman T., Pickles A., Simonoff E. et al. IQ in children with autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project (SNAP) // Psychological Medicine. 2011. Vol. 41. № 3. P. 619–627. DOI: 10.1017/S0033291710000991
  18.  Dorofeeva S.V., Laurinavichyute A., Reshetnikova V. et al. Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children // Journal of Research in Reading. 2020. Vol. 43. № 4. P. 516–535. DOI: 10.1111/1467-9817.12327
  19.  Fischer J., Smith H., Martinez-Pedraza F. et al. Unimpaired attentional disengagement in toddlers with autism spectrum disorder // Developmental Science. 2016. Vol. 19. № 6. P. 1095–1103. DOI: 10.1111/desc.12386
  20.  Habib A., Harris L., Pollick F. et al. A meta-analysis of working memory in individuals with autism spectrum disorders // PLOS ONE. 2019. Vol. 14. № 4. E0216198. DOI: 10.1371/journal.pone.0216198
  21.  Hudry K., Leadbitter K., Temple K. et al. Preschoolers with autism show greater impairment in receptive compared with expressive language abilities // International Journal of Language & Communication Disorders. 2010. Vol. 45. № 6. P. 681–690. DOI: 10.3109/13682820903461493
  22.  Ivanova M., Akinina Y., Soloukhina O. et al. The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian. PsyArXiv (Preprint 2021). DOI: 10.31234/OSF.IO/WAJDZ
  23.  Ivanova M., Dragoy O., Akinina J. et al. AutoRAT at your fingertips: Introducing the new Russian Aphasia Test on a tablet // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. DOI: 10.3389/conf.fpsyg.2016.68.00116
  24.  Jokel A., Armstrong E., Gabis L. et al. Associations and dissociations among phonological processing skills, language skills and nonverbal cognition in individuals with Autism Spectrum Disorder // Folia Phoniatrica et Logopaedica. 2021. Vol. 73. № 3. P. 222–232. DOI: 10.1159/000505744
  25.  Kim H. Song D.-H. Comparison of the K-WISC-IV profiles of boys with autism spectrum disorder and attention-deficit/hyperactivity disorder // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 97. P. 103539. DOI: 10.1016/j.ridd.2019.103539
  26.  Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language development in rural and urban Russian-speaking children with and without developmental language disorder // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 46. P. 45–53. DOI: 10.1016/ j.lindif.2015.07.001
  27.  Kornilov S.A. Rakhlin N.V, Grigorenko E.L. Morphology and developmental language disorders: new tools for Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. Vol. 6. № 2. P. 371–387.
  28.  Kover S.T., Haebig E., Oakes A. et al. Sentence comprehension in boys with Autism Spectrum Disorder // American Journal of Speech-Language Pathology. 2014. Vol. 23. № 3. P. 385–394. DOI: 10.1044/2014_AJSLP-13-0073
  29.  Lopukhina A., Chrabaszcz A., Khudyakova et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” // Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and Atypical Language Development Symposium”. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.
  30.  Luyster R.J., Kadlec M.B., Carter A. et al. Language Assessment and Development in Toddlers with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 8. P. 1426–1438. DOI: 10.1007/s10803-007-0510-1
  31.  Mottron L., Dawson M., Soulières I. et al. Enhanced perceptual functioning in autism: An update, and eight principles of autistic perception // Journal of Autism
    and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36. № 1. P. 27–43. DOI: 10.1007/s10803-005-0040-7
  32.  Murray D.S., Creaghead N.A., Manning-Courtney P. et al. The relationship between joint attention and language in children with Autism Spectrum Disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2008. Vol. 23. № 1. P. 5–14. DOI: 10.1177/ 1088357607311443
  33.  Nevill R., Hedley D., Uljarević M. et al. Language profiles in young children with autism spectrum disorder: A community sample using multiple assessment instruments // Autism. 2019. Vol. 23. № 1. P. 141–153. DOI: 10.1177/1362361317726245
  34.  Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. et al. Children with autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool years // Autism. 2015. Vol. 19. № 8. P. 934–943. DOI: 10.1177/1362361314556782
  35.  Nuske H.J. Bavin E.L. Narrative comprehension in 4–7-year-old children with autism: testing the Weak Central Coherence account // International Journal of Language & Communication Disorders. 2010. Vol. 46. P. 108–119. DOI: 10.3109/13682822. 2010.484847
  36.  Rabiee A., Samadi S., Vasaghi-Gharamaleki B. et al. The cognitive profile of people with high-functioning Autism Spectrum Disorders // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9. № 2. P. 20. DOI: 10.3390/bs9020020
  37.  Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J. et al. The relationship between syntactic development and Theory of Mind: Evidence from a small-population study of
    a developmental language disorder // Journal of Neurolinguistics. 2011. Vol. 24. № 4. P. 476–496. DOI: 10.1016/j.jneuroling.2011.03.001
  38.  Reinhartsen D.B., Tapia A.L., Watson L. et al. Expressive dominant versus receptive dominant language patterns in young children: Findings from the study to explore early development // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. № 6. P. 2447–2460. DOI: 10.1007/S10803-019-03999-X
  39.  Rose V., Trembath D., Keen D. et al. The proportion of minimally verbal children with autism spectrum disorder in a community-based early intervention programme // Journal of Intellectual Disability Research. 2016. Vol. 60. № 5. P. 464–477. DOI: 10.1111/jir.12284
  40. Sacrey L.-A.R., Armstrong V.L., Bryson S.E. et al. Impairments to visual disengagement in autism spectrum disorder: A review of experimental studies from infancy to adulthood // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. Vol. 47. P. 559–577. DOI: 10.1016/ j.neubiorev.2014.10.011
  41.  Stevenson R.A., Baum S.H., Segers M. et al. Multisensory speech perception in autism spectrum disorder: From phoneme to whole-word perception // Autism Research. 2017. Vol. 10. № 7. P. 1280–1290. DOI: 10.1002/aur.1776
  42. Tager-Flusberg H. Defining language phenotypes in autism // Clinical Neuroscience Research. 2006. Vol. 6. № 3–4. P. 219–224. DOI: 10.1016/j.cnr.2006.06.007
  43. Vance M. Stackhouse J., Wells B. Speech‐production skills in children aged 3–7 years // International Journal of Language & Communication Disorders. 2005. Vol. 40. № 1. P. 29–48. DOI: 10.1080/13682820410001716172
  44. Yoder P. Watson, L.R. Lambert W. Value-Added Predictors of Expressive and Receptive Language Growth in Initially Nonverbal Preschoolers with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 5. P. 1254–1270. DOI: 10.1007/s10803-014-2286-4
  45. Zhao J., Gao Z., Lai J. et al. The relationship between autism traits and listening comprehension among Chinese preschool children with autism spectrum disorder // Reading and Writing. 2021. P. 1–19. DOI: 10.1007/s11145-021-10216-8
  46. Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. Vol. 23. № 2–3. P. 143–152. DOI: 10.1016/j.ijdevneu.2004.05.001
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика