Переверзева Д.С. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6881-3337 e-mail: dasha.pereverzeva@gmail.com
Мамохина У.А. младший научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2738-7201 e-mail: uliana.mamokhina@gmail.com
Давыдова Е.Ю. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535 e-mail: el-davydova@mail.ru
Лопухина А.А. кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ),, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2283-1644 e-mail: alopukhina@hse.ru
Арутюнян В.Г. младший научный сотрудник Центра языка и мозга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9417-0913 e-mail: varutiunian@hse.ru
Хаустов А.В. кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9634-9295 e-mail: arch2@mail.ru
Исследование направлено на проверку гипотезы о взаимосвязи понимания речи
с такими параметрами, как индекс невербального интеллекта и уровень выраженности аутистических нарушений у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Одной из ключевых сфер, в которых проявляют себя аутистические нарушения, является сфера коммуникации. Поэтому исследование речевых особенностей этих детей и факторов, которые на них влияют, позволяет более качественно подойти к планированию и реализации коррекционных
и образовательных воздействий. Выборку составили 50 детей 7–11 лет (M=9 лет 11 мес., SD=1,50 года, 7 девочек), имеющих диагноз в спектре аутизма. Дети были протестированы с помощью методики “КОРАБЛИК” (базовые лингвистические компетенции), батареи тестов Кауфманов (KABC-II) или теста Векслера (WISC-III) (невербальный интеллект) и Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS-II) (аутистические проявления). Полученные результаты подтверждают гипотезу о связи между пониманием речи, индексом невербального интеллекта
и симптомами аутизма. Выраженность аутистических проявлений отрицательно связана с некоторыми фонологическими и лексическими аспектами понимания речи, а также с пониманием дискурса. Индекс невербального интеллекта положительно связан с пониманием речи на всех уровнях. Характерной чертой импрессивной речи у детей с РАС 7–11 лет является неравномерность развития ее уровней, которая ассоциирована с выраженностью аутистических проявлений и не связана с индексом интеллекта.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-05 от 14.07.2021 «Комплексное сопровождение детей с РАС на основе доказательного подхода».
Получена: 05.10.2021
Принята в печать: 25.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Игнатьев Г.А. и др. Библиотека
психо-лингвистических стимулов: новые данные для русского и татарского языка //
Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов.
Под ред. Ю.И. Александрова,
К.В. Анохина. М.: изд-во Институт психологии РАН, 2016. С. 93–95.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения
уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008.
95 с.
Библиотека стимулов — Глаголы и существительные. URL:
http://stim-database.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
Лебедева Т.В. Возможности использования
стандартизированных методов психологической оценки развития русского языка у
детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика.
2014. № 2. С. 23–30.
Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План
диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство. Пер. с
англ. А.Б. Сорокина,
Е.Ю. Давыдовой, К.Р. Салимовой, Е. Пшеничной. [Б.м.]: Western Psychological
Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах
аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том. 15.
№ 3. С. 24–33. DOI: 10.17759/ AUTDD.2017150304
Прихода Н.А. Оценка развития русского языка (ОРРЯ) как
стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до
9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Том. 21. № 3.
С. 25–33. DOI: 10.17759/ pse.2016210304
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников. Москва: Аркти, 2000. 56 с.
Akinina Y., Malyutina S., Ivanova M. et al. Russian normative
data for 375 action pictures and verbs // Behavior Research Methods. 2015.
Vol. 47. № 3. P. 691–707. DOI: 10.3758/s13428-014-0492-9
Anderson D.K., Lord C., Risi S. et al. Patterns of growth in
verbal abilities among children with autism spectrum disorder // Journal of
Consulting and Clinical Psychology. 2007. Vol. 75. № 4.
P. 594–604. DOI: 10.1037/0022-006X.75.4.594
Arunachalam S., Luyster R.J. The integrity of lexical
acquisition mechanisms in autism spectrum disorders: A research review //
Autism Research. 2016. Vol. 9. № 8. P. 810–828. DOI:
10.1002/aur.1590
Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive
and receptive language in Russian primary-school-aged children with Autism
Spectrum Disorder // Research in Developmental Disabilities. 2021.
Vol. 117. P. 104042. DOI: 10.1016/J.RIDD.2021.104042
Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Language
abilities of Russian primary-school-aged children with Autism Spectrum
Disorder: Evidence from comprehensive assessment // Journal of Autism and
Developmental Disorders. 2021. DOI: 10.1007/s10803-021-04967-0
Åsberg J. Patterns of language and discourse
comprehension skills in school-aged children with autism spectrum disorders //
Scandinavian Journal of Psychology. 2010. Vol. 51. № 6.
P. 534–539. DOI: 10.1111/j.1467-9450.2010.00822.x
Brignell A., May T., Morgan A.T. et al. Predictors and growth
in receptive vocabulary from 4 to 8 years in children with and without autism
spectrum disorder: A population-based study // Autism. 2019. Vol. 23. № 5. P.
1322–1334. DOI: 10.1177/ 1362361318801617
Cardillo R., Mammarella I.C., Demurie E. et al. Pragmatic
language in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: Do theory
of mind and executive functions have a mediating role? // Autism Research.
2021. Vol. 14. № 5. P. 932–945. DOI: 10.1002/aur.2423
Charman T., Pickles A., Simonoff E. et al. IQ in children with
autism spectrum disorders: data from the Special Needs and Autism Project
(SNAP) // Psychological Medicine. 2011. Vol. 41. № 3.
P. 619–627. DOI: 10.1017/S0033291710000991
Dorofeeva S.V., Laurinavichyute A., Reshetnikova V. et al.
Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically
developing Russian children // Journal of Research in Reading. 2020.
Vol. 43. № 4. P. 516–535. DOI: 10.1111/1467-9817.12327
Fischer J., Smith H., Martinez-Pedraza F. et al. Unimpaired
attentional disengagement in toddlers with autism spectrum disorder //
Developmental Science. 2016. Vol. 19. № 6. P. 1095–1103. DOI:
10.1111/desc.12386
Habib A., Harris L., Pollick F. et al. A meta-analysis of
working memory in individuals with autism spectrum disorders // PLOS ONE. 2019.
Vol. 14. № 4. E0216198. DOI: 10.1371/journal.pone.0216198
Hudry K., Leadbitter K., Temple K. et al. Preschoolers with
autism show greater impairment in receptive compared with expressive language
abilities // International Journal of Language & Communication Disorders.
2010. Vol. 45. № 6. P. 681–690. DOI:
10.3109/13682820903461493
Ivanova M., Akinina Y., Soloukhina O. et al. The Russian
Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and
computerized aphasia language battery in Russian. PsyArXiv (Preprint 2021).
DOI: 10.31234/OSF.IO/WAJDZ
Ivanova M., Dragoy O., Akinina J. et al. AutoRAT at your
fingertips: Introducing the new Russian Aphasia Test on a tablet // Frontiers
in Psychology. 2016. Vol. 7. DOI: 10.3389/conf.fpsyg.2016.68.00116
Jokel A., Armstrong E., Gabis L. et al. Associations and
dissociations among phonological processing skills, language skills and
nonverbal cognition in individuals with Autism Spectrum Disorder // Folia
Phoniatrica et Logopaedica. 2021. Vol. 73. № 3. P. 222–232. DOI:
10.1159/000505744
Kim H.Song D.-H. Comparison of the K-WISC-IV
profiles of boys with autism spectrum disorder and
attention-deficit/hyperactivity disorder // Research in Developmental
Disabilities. 2020. Vol. 97. P. 103539. DOI:
10.1016/j.ridd.2019.103539
Kornilov S.A., Lebedeva T.V., Zhukova M.A. et al. Language
development in rural and urban Russian-speaking children with and without
developmental language disorder // Learning and Individual Differences. 2016.
Vol. 46. P. 45–53. DOI: 10.1016/ j.lindif.2015.07.001
Kornilov S.A. Rakhlin N.V, Grigorenko E.L. Morphology and
developmental language disorders: new tools for Russian // Psychology in
Russia: State of the Art. 2012. Vol. 6. № 2. P. 371–387.
Kover S.T., Haebig E., Oakes A. et al. Sentence comprehension in boys
with Autism Spectrum Disorder // American Journal of Speech-Language Pathology.
2014. Vol. 23. № 3. P. 385–394. DOI:
10.1044/2014_AJSLP-13-0073
Lopukhina A., Chrabaszcz A., Khudyakova
et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” //
Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and Atypical Language
Development Symposium”. Moscow: HSE University,
2019. P. 30.
Luyster R.J., Kadlec M.B., Carter A. et al. Language
Assessment and Development in Toddlers with Autism Spectrum Disorders //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38. № 8.
P. 1426–1438. DOI: 10.1007/s10803-007-0510-1
Mottron L., Dawson M., Soulières I. et al. Enhanced perceptual
functioning in autism: An update, and eight principles of autistic perception
// Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36. № 1. P. 27–43. DOI:
10.1007/s10803-005-0040-7
Murray D.S., Creaghead N.A., Manning-Courtney P. et al. The
relationship between joint attention and language in children with Autism
Spectrum Disorders // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities.
2008. Vol. 23. № 1. P. 5–14. DOI: 10.1177/ 1088357607311443
Nevill R., Hedley D., Uljarević M. et al. Language profiles in
young children with autism spectrum disorder: A community sample using multiple
assessment instruments // Autism. 2019. Vol. 23. № 1.
P. 141–153. DOI: 10.1177/1362361317726245
Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. et al. Children with
autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool
years // Autism. 2015. Vol. 19. № 8. P. 934–943. DOI:
10.1177/1362361314556782
Nuske H.J. Bavin E.L. Narrative comprehension in
4–7-year-old children with autism: testing the Weak Central Coherence account
// International Journal of Language & Communication Disorders. 2010.
Vol. 46. P. 108–119. DOI: 10.3109/13682822. 2010.484847
Rabiee A., Samadi S., Vasaghi-Gharamaleki B. et al. The
cognitive profile of people with high-functioning Autism Spectrum Disorders //
Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9. № 2. P. 20. DOI:
10.3390/bs9020020
Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J. et al. The relationship
between syntactic development and Theory of Mind: Evidence from a
small-population study of
a developmental language disorder // Journal of Neurolinguistics. 2011.
Vol. 24. № 4. P. 476–496. DOI:
10.1016/j.jneuroling.2011.03.001
Reinhartsen D.B., Tapia A.L., Watson L. et al. Expressive
dominant versus receptive dominant language patterns in young children:
Findings from the study to explore early development // Journal of Autism and
Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. № 6. P. 2447–2460. DOI:
10.1007/S10803-019-03999-X
Rose V., Trembath D., Keen D. et al. The proportion of
minimally verbal children with autism spectrum disorder in a community-based
early intervention programme // Journal of Intellectual Disability Research.
2016. Vol. 60. № 5. P. 464–477. DOI: 10.1111/jir.12284
Sacrey L.-A.R., Armstrong V.L., Bryson S.E. et al. Impairments to
visual disengagement in autism spectrum disorder: A review of experimental
studies from infancy to adulthood // Neuroscience & Biobehavioral Reviews.
2014. Vol. 47. P. 559–577. DOI: 10.1016/ j.neubiorev.2014.10.011
Stevenson R.A., Baum S.H., Segers M. et al. Multisensory
speech perception in autism spectrum disorder: From phoneme to whole-word
perception // Autism Research. 2017. Vol. 10. № 7. P. 1280–1290.
DOI: 10.1002/aur.1776
Tager-Flusberg H. Defining language phenotypes in autism //
Clinical Neuroscience Research. 2006. Vol. 6. № 3–4. P. 219–224.
DOI: 10.1016/j.cnr.2006.06.007
Vance M.Stackhouse J., Wells B. Speech‐production
skills in children aged 3–7 years // International Journal of Language &
Communication Disorders. 2005. Vol. 40. № 1. P. 29–48. DOI:
10.1080/13682820410001716172
Yoder P.Watson, L.R. Lambert W. Value-Added Predictors of
Expressive and Receptive Language Growth in Initially Nonverbal Preschoolers
with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental
Disorders. 2015. Vol. 45. № 5. P. 1254–1270. DOI:
10.1007/s10803-014-2286-4
Zhao J., Gao Z., Lai J. et al. The relationship between autism
traits and listening comprehension among Chinese preschool children with autism
spectrum disorder // Reading and Writing. 2021. P. 1–19. DOI:
10.1007/s11145-021-10216-8
Zwaigenbaum L., Bryson S., Rogers T. et al. Behavioral
manifestations of autism in the first year of life // International Journal of
Developmental Neuroscience. 2005. Vol. 23. № 2–3. P. 143–152.
DOI: 10.1016/j.ijdevneu.2004.05.001