Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10660Новости 2030Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №1 / 2022 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зрительный прайминг у детей с расстройствами аутистического спектра 131

|

Черенкова Л.В.
доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9010-1010
e-mail: chluvic@mail.ru

Соколова Л.В.
профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5284-3374
e-mail: lsokolova2021@mail.ru

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей временной динамики зрительного прайминга у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В исследовании приняли участие 60 детей дошкольного возраста, из них 20 детей с типичным развитием (5 девочек и 15 мальчиков, возраст — 6,4±0,4 лет), 20 детей с РАС легкой формы (все мальчики, возраст — 6,7+0,3 лет), 20 детей с умеренными РАС (18 мальчиков и 2 девочки, возраст — 6,6±0,4 лет), 20 детей с РАС тяжелой формы (17 мальчиков и 3 девочки, возраст — 6,8±0,2 лет). В качестве методической модели исследования использовалась парадигма прайминга. Целевые стимулы имели вид решеток, состоящих из горизонтальных и вертикальных линий с частотой следования 10 циклов на градус. Прайм-стимул в виде вертикальной решетки с частотой следования 2 цикла на градус предъявлялся с опережением целевого стимула на 50÷600 мс. В ходе исследования было установлено, что в отличие от группы детей с типичным развитием во всех группах детей с РАС влияние прайма отсутствовало при межстимульных интервалах (МСИ) 50÷150 мс. Время реакции на целевые стимулы начинало снижаться только при МСИ 200÷600 мс у детей с легкими и умеренными РАС и при МСИ 200÷300 мс — у детей с тяжелыми РАС. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с РАС изменяется временной характер взаимодействия прайма с целевыми стимулами. У детей с разным уровнем тяжести симптоматики РАС наблюдаемые изменения проявляются в разные временные интервалы после прайма.

Ключевые слова: зрительный прайминг, дошкольный возраст, расстройства аутистического спектра, восприятие

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110109

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00644-ОГН

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в организации работы коллектив с Санкт-Петербургского «Центра реабилитации ребенка»

Получена: 29.06.2021

Принята в печать: 30.01.2022

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб: Питер, 2009. 366 с.
  2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка. М.: Детство-Пресс, 2007. 265 с.
  3. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Возрастная динамика процессов зрительного прайминга // Российский физиологический журнал. 2021. Том 107. № 9. С. 1112–1125. DOI: 10.31857/S086981392109003X
  4. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Исследование процессов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 3. С. 66–77. DOI: 10.31857/S020595920008518-5
  5. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Проявление прайминг-эффекта у детей дошкольного возраста с расстройством аутического спектра // Физиология человека. 2020. Том 46. № 2. С. 38–46. DOI: 10.31857/S0131164620010051
  6. Amso D., Haas S., Tenenbaum E. et al. Bottom-up attention orienting in young children with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44. № 2. P. 664–673. DOI: 10.1007/s10803-013-1925-5
  7. Carlson T., Tovar D.A., Alink A. et al. Representational dynamics of object vision: the first 1000 ms // Vision. 2013. Vol. 13. № 1. P. 1–19. DOI: 10.1167/13.10.1
  8. Haigh S.M. Variable sensory perception in autism // Europe Journal of Neuroscience. 2018. Vol. 47. № 6. P. 488–766. DOI:10.1111/ejn.1360
  9. Happe F., Frith U. The weak central coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36. № 1. P. 5–25. DOI: 10.1007/s10803-005-0039-0
  10. Janiszewski C., Wyer R.S. Content and process priming: A review // Journal of Consumer Psychology. 2014. Vol. 24. № 1. P. 96 – 118. DOI: 10.1016/j.jcps.2013.05.006
  11. Jurkat S., Gruber M., Kärtner J. The effect of verbal priming of visual attention styles in 4- to 9-year-old children // Cognition. 2021. Vol. 212. 3. P. 104–181. DOI: 10.1016/j.cognition.2021.104681
  12. Kimchi R. The perception of hierarchical structure: Oxford Handbook of Perceptual Organization / J. Wagemans (ed.). Oxford, UK: Oxford University Press, 2015. P. 129–149. DOI: 10.1177/1747021818766848
  13. Kristjansson A., Asgeirsson A.G. Attentional priming: Recent insights and current controversies // Current Opinion in Psychology. 2019. Vol. 29. № 1. P. 71–75. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.11.0133
  14. Macaluso E., Noppeney U., Talsma D. et al. The curious incident of attention in multisensory integration: Bottom-up vs. top-down // Multisensory Research. 2016. Vol. 29. № 6–7. P. 557–583. DOI: 10.1163/22134808-00002528l
  15. McLaughlin C.S., Grosman H., Grosman S. et al. Reduced engagement of visual attention in children with autism spectrum disorder // Autism. 2021. Vol. 25. № 2.
    P. 1362–1392. DOI: 10.1177/13623613211010072
  16. Miller J. Divided attention: Evidence for coactivation with redundant signals // Cognitive Psychology. 1982. Vol. 14. № 2. P. 247–279. DOI: 10.1016/0010-0285(82)90010-X
  17. Mo S., Liang L., Bardikoff N. et al. Shifting visual attention to social and non-social stimuli in Autism Spectrum Disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2019. Vol. 65. № 1. P. 56–64. DOI: 10.1016/j.rasd.2019.05.006
  18. Pokhoday M., Shtyrov Y., Myachykov A. Effects of visual priming and event orientation on word order choice in Russian sentence production // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 1661. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01661
  19. Robertson C.E., Baron-Cohen S. Sensory perception in autism // Nature Review Neuroscience. 2017. Vol. 18. № 11. P. 671–684. DOI: 10.1038/nrn.2017.112
  20. Roid G.H., Mille L.J., Pomplun M. et al. Leiter‑3: Leiter International Performance Scale: Manual / G. Roid (ed.). Wood Dale, Illinois: Stoelting Co., 2013. P. 5–307.
  21. Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F. et al. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1980. Vol. 10. № 1. P. 91–103. DOI: 10.1007/BF02408436
  22. Shomstein S., Kravit D.J., Behrmann M. Attentional control: temporal relationships within the fronto-parieatal network // Neuropsychoiogia. 2012. Vol. 50. № 6. P. 1202–1210. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2012.02.009
  23. Soroor G., Mokhtari S. Pouretemad H. Priming global processing strategy improves the perceptual performance of children with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022. Vol. 52. № 4. P. 1019–1029. DOI:10.1007/ s10803-021-05007-7
  24. Sutherland A., Crewther D.P. Magnocellular visual evoked potential delay with high autism spectrum quotient yields a neural mechanism for altered perception // Brain. 2010. Vol. 133. № 4. P. 2089–2097. DOI: 10.1093/brain/awq122
  25. Van der Hallen R., Evers K., Boet B. et al. Visual search in ASD: Instructed versus spontaneous local and global processing // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016. Vol. 46. № 5. P. 3023–3036. DOI: 10.1007/s10803-016-2826-1
  26. Vanmarcke S., Noens I., Steyaert J. et al. Spatial frequency priming of scene perception in adolescents with and without ASD // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2017. Vol. 47. № 2. P. 2023–2038 DOI:10.1007/s10803-017-3123-3
  27. Wilson C.E., Saldaña D. No evidence of atypical attentional disengagement in autism: A study across the spectrum // Autism: The International Journal of Research and Practice. 2019. Vol. 23. № 3. P. 677–688. DOI: 10.1177/2F1362361318768025
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика