Клиническая и специальная психология
2022. Том 11. № 1. С. 215–220
doi:10.17759/cpse.2022110111
ISSN: 2304-0394 (online)
К юбилею: научный вклад профессора Т.Г. Богдановой в развитие сурдопсихологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Т.Г. Богданова, сурдопсихология, мыслительная деятельность, нарушения слуха
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: персоналии
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110111
Получена: 18.03.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Назарова Н.М., Валявко С.М. К юбилею: научный вклад профессора Т.Г. Богдановой в развитие сурдопсихологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 215–220. DOI: 10.17759/cpse.2022110111
Полный текст
Исполнилось 70 лет со дня рождения и 45 лет научной и педагогической деятельности доктора психологических наук, профессора Тамары Геннадиевны Богдановой.
Будучи студенткой и выпускницей психологического факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова, ей посчастливилось провести студенческие годы и сформировать свое научное мировоззрение в период, когда на факультете работала плеяда выдающихся представителей отечественной психологии — А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и другие известные ученые. Их идеи и научные подходы стали
для Тамары Геннадиевны прочным фундаментом для ее собственных научных исследований.
Научная и педагогическая деятельность Т.Г. Богдановой как сурдопсихолога началась на кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (сейчас МПГУ) и продолжается в институте специального образования
и психологии МГПУ. Здесь в полной мере она проявила себя как талантливый педагог и исследователь. Многие работающие сегодня сурдопсихологи — ее ученики. Богатая тематика читаемых ею лекционных курсов отражает глубину ее научной компетентности, а мастерство преподавания обучающимся, имеющим разный уровень подготовленности, неизменно высоко оценивается студентами
и аспирантами. Она подготовила 15 кандидатов наук по специальной психологии
и специальной педагогике. Учебник «Сурдопсихология», созданный ею, вот уже более 20 лет является единственным в своем роде учебником всероссийского уровня для студентов-дефектологов и настольной книгой специального психолога [5]. Не менее плодотворно ее участие в авторских коллективах, подготовивших учебники российского уровня для вузов: «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогика инклюзивного образования» и других [1; 3; 4; 7; 8].
Тамара Геннадиевна Богданова
Несмотря на значительный интерес отечественной (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.А. Григорьева, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова) и зарубежной (М. Вернон, М. Маршак
и др.) сурдопсихологии к особенностям интеллектуального развития глухих
и слабослышащих людей, до начала текущего столетия фактически отсутствовала целостная концепция изучения развития и функционирования интеллектуальной деятельности лиц с нарушением слуха. Крупным научным достижением Т.Г. Богдановой является ее вклад в исследование интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха и разработка концепции, включающей принципы, структурные компоненты анализа интеллекта лиц с нарушениями слуха. Ею изучена и описана динамика интеллектуального развития лиц с нарушением слуха разного возраста, предложена типология развития интеллекта лиц с нарушениями слуха в зависимости от сочетания различных факторов в их психическом развитии. Особый интерес представляет ее исследование структурной организации интеллекта глухих юношеского возраста как неисследованной ранее сферы в сурдопсихологии. Результаты исследований динамики интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха, проведенных Т.Г. Богдановой, имеют большое значение для дальнейшего развития сурдопедагогики, совершенствования практики интеллектуального и речевого развития глухих и слабослышащих.
Для Т.Г. Богдановой характерна широта научных интересов, что отразилось
в ее многочисленных публикациях. Она — автор более 170 научных и научно-методических работ, часть которых опубликована за рубежом, а также целого
ряда образовательных программ подготовки дефектологов, сурдопсихологов
и сурдопедагогов как студентов, так и аспирантов. Вслед за В.И. Лубовским, раскрывшим структуру особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития, Т.Г. Богданова в ряде своих публикаций дала глубокие содержательные психологические характеристики особых образовательных потребностей детей этой категории, обеспечив тем самым понимание и целенаправленный выход на практику создания для этих детей специальных образовательных условий.
К своему юбилейному году Т.Г. Богданова подготовила уникальную монографию «Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования» [2]. В последние годы Т.Г. Богданова много работает над психологическими проблемами инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями [6].
Коллектив института специального образования и психологии МГПУ сердечно поздравляют Тамару Геннадиевну Богданову со славным юбилеем и желает ей доброго здоровья и дальнейших успехов в развитии сурдопсихологии, специальной психологии и в подготовке кадров дефектологов.
Литература
-
Бачина О.В., Богданова Т.Г, Моргачева Е.Н. и др.
Проблемы истории, теории
и методологии специальной педагогики (к юбилею Н.М. Назаровой) // Специальное образование. 2020. № 3 (59). С. 178–194. DOI: 10.26170/sp20-03-13 - Богданова Т.Г. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Современные зарубежные исследования. М.: Спутник-плюс, 2021.135с.
- Богданова Т.Г. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта у детей с нарушениями слуха // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С. 169–179.
-
Богданова Т.Г. Структура интеллекта лиц с
нарушениями слуха // Вестник Университета Российской академии образования.
Психология и Социология. 2009.
№ 2. С. 78–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-intellekta-lits-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 18.03.2022). - Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 220 с.
-
Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые
образовательные потребности как основа использования образовательных технологий
// Понятийный аппарат педагогики
и образования: коллективная монография / Под ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузовой. Екатеринбург: изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2017. С. 347–357. -
Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как
инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании //
Специальное образование. 2020. № 3.
С. 24–39. DOI: 10.26170/sp20-03-02 - Богданова Т.Г., Щурова Ю.Е. Особенности интеллектуального развития слабослышащих школьников // Коррекционная педагогика. 2008. № 2 (26). С. 22–26.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 591
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 181
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3