Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика системного мышления детей 6—9 лет 3281

Поливанова Н.И.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина И.В.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
e-mail: irinarivina@yandex.ru

Аннотация

Представленный комплекс диагностических методик позволяет выявить уровень системного мышления учеников младших классов (дети 6-9 лет). Диагностика уровня сформированности системного мышления осуществляется с помощью пяти методик, которые позволяют охарактеризовать каждого ребенка и обследуемую группу по определенным показателям и интегральной оценке.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В концепции учебной деятельности теоретический анализ рассматривается как способность к выделению генетически исходного отношения в объекте, соотносимая с обобщенным способом решения класса задач на основе поиска, фиксации и моделирования свойств этого отношения «в чистом виде» (В.В. Давыдов, 1986 и др.). Системность понимается в этой концепции как умение ребенка создавать новую задачу на основе выявленного в предыдущей задаче обобщенного способа решения. Данный показатель характеризует высокий уровень самостоятельности мышления учащихся (Г.Г. Микулина, 1982, М.А. Семенова, 1985), содержательную направленность анализа объекта, с одной стороны, и конструктивно-преобразующий момент действия, с другой (В.В. Рубцов, И.В. Ривина, 1985). Согласно последней точке зрения, системность мышления определяется как способность ребенка:

  • анализировать объект как систему связанных элементов и выделять общий принцип построения этой системы;
  • конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов.

Психологические исследования показывают, что несформированность системности мышления является одной из основных причин школьной неуспеваемости. Анализ школьных программ и школьных учебников свидетельствует о том, что в процессе обучения ребенок чаще всего имеет дело с задачей, которая представляет собой систему, каждый элемент которой характеризуется, по крайней мере, двумя существенными признаками, закономерность связи между которыми и составляет принцип строения данного класса задач (например, условия многих математических задач, состав слов и предложений в грамматике и т. д.). В связи с этим разрабатываются методы диагностики системности мышления и способы ее формирования у детей. Вместе с тем, имеющиеся психологические факты дают основания считать, что системное мышление является структурированным многокомпонентным феноменом, включающим разноуровневые образования, выступающие в разных формах. Так, в возрастной психологии в качестве предпосылок более развитых форм мышления рассматриваются образные представления (образное видение гештальтов, соотнесение частей и целого), особенности оперирования образами-представлениями (Дж. Брунер, 1968; Л.А. Венгер, 1977; А.А. Гостев, 1985; Н.Н. Поддьяков, 1977; И.С. Якиманская, 1980 и др.). Наряду с образной составляющей, в литературе указывается также на наличие соотношения между способностью ребенка к системной ориентации в объекте и сформированностью логических аналитических операций, таких как классификация, сериация, выделение существенных признаков, установление отношения аналогии (Ж. Пиаже, 1969; Г. Айзенк, 1993; Г.П. Антонова, 1989; А.И. Давидчук, 1977 и др.). Наивысшим показателем сформированности системности считается способность ребенка к конструированию новой оригинальной системы на основе выделенного им принципа строения объекта.

Литература
  1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.,1993
  2. Антонова И.П. Уровень развития способности к установлению закономерности у детей 6—7 лет. //Вопросы психологии. 1989. № 2.
  3. Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей. // Вопросы психологии. 1968. № 5.
  4. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
  5. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе. //Подготовка детей к школе в детском саду. М.,1977
  6. Гостев А.А. «Образность» и познание. / /Психологический журнал. 1985. Т.6. № 4.
  7. Давидчук А.И. Формирование предпосылок учебной деятельности. //Подготовка детей к школе в детском саду. М.,1977.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986
  9. Лидерс А.Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Руководство к применению. Обнинск,1992
  10. Микулина Г.Г. Характеристика основных критериев качества знаний учащихся. /Тезисы докладов II Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М.,1982.
  11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1969
  12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.,1977
  13. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Образные и аналитические компоненты в структуре системного мышления младших школьников. (В печати).
  14. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 6—9 лет. М.,1995
  15. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.,1987
  16. Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности. //Вопросы психологии. 1985. № 2.
  17. Семенова М.А. Критерии сформированности понятия величины у младших школьников. //Вопросы психологии. 1985. № 1.
  18. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников. М., 1980
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика