Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальные взаимодействия и обучение 1166

Рубцов В.В.
доктор психологических наук, президент, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587
e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Аннотация

Рассматривается влияние социальных взаимодействий на развитие детского мышления. Социальное взаимодействие и развитие мышления являются взаимообусловленными процессами, а процесс обучения понимается как процесс со-действия и совместной деятельности. Раскрываются виды и модели взаимодействия. Освещается подход Женевской школы к проблеме совместной учебной деятельности, где определяющей становится групповая работа учащихся, представляющих разные позиции и познавательные потребности. Обсуждается проблема образования, основанного на системе развивающихся взаимодействий и сотрудничестве.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Социальные взаимодействия и обучение — это направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий, основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития, определяющими для которого являются сами способы взаимодействия. Взаимодействия создают предпосылки для ближайших достижений учащихся; эффект обучения в системе «учитель — ученик» будет зависеть от того, как организована их совместная деятельность. В экспериментальном плане проблема «social interaction and learning» представлена в исследовании эффективности парных взаимодействий в процессе решения задач («peer interaction»), изучении особенностей организации совместной учебной деятельности в классе («учитель — ученик — группа учащихся»), а также в анализе влияния на развитие детей использования компьютеров в групповой работе. Эти направления экспериментального исследования роли социальных взаимодействий в процессах «учения — научения» и полученные данные уже в ближайшем будущем помогут создать новую социальную генетическую психологию взаимодействий и новую педагогическую практику, отличающуюся от традиционной как содержанием, так и методами организации учебной деятельности.

Литература
  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т. Т. 3. М., 1983.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1986.
  3. Шиф Ж. И. Развитие научных понятий у школьников. Исследования к вопросу умственного развития школьника при обучении обществоведению. М.; Л., 1935.
  4. Piaget J. La psychologie de I'intelle-gence. P., 1947.
  5. Perret-Clermont A. -N. Social Interaction and Cognitive Development in Children. L., 1980.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика