Психологическая наука и образование
1997. Том 2. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Действия детей 5-9 лет в экономической игре комплекса «Начальная школа-детский сад»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: финансовые отношения, игровая валюта, интеллектуальные способности, культурно-историческая психология, игра, комплекс детский сад – начальная школа
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Табунова Л.П., Хомякова Т.Г. Действия детей 5-9 лет в экономической игре комплекса «Начальная школа-детский сад» // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.
Полный текст
В школе-лаборатории № 32/92 «Образование XXI века» отрабатывается модель содержания и методов обучения детей, ориентированного на концепцию школы культурно-исторического типа [Рубцов, 1994]. Школа-сад № 92 г. Улан-Удэ — начальное звено этого учреждения, здесь обучаются дети 5-9 лет. Одной из задач школы-сада является создание особого игрового пространства, внутри которого у детей могли бы формироваться начальные представления о сути современных социальных и экономических отношений. С этой целью была организована игра «Страна Детства», в которой смоделированы некоторые реалии жизни наших дней.
Школа-сад № 92 в этой игре именуется Страной Детства. В ее состав входят две республики: Республика Миф («школа мифотворчества», дети 5—6 лет) и Республика Гамми1 («школа-мастерская», дети 7—9 лет). Республики состоят из городов (классов), каждый из которых имеет свое название. Об особенностях политической жизни Страны Детства уже было написано [Емельянова, 1996], поэтому в данной статье мы остановимся только на «финансово-экономических» аспектах игры.
Финансовые отношения в игре представлены выпуском, введением в обращение и использованием собственной игровой валюты — гамм. Используется и безналичная форма расчетов (лицевые счета, фишки в «школе мифотворчества»), но периодически деньги обналичиваются и участники получают наличные гаммы для своих целей или для участия в проведении ярмарок, выставок-продаж, дней самоопределения в масштабе страны. Каждодневно дети зарабатывают гаммы: за творчество, дополнительные знания в процессе учебы, за активное участие в других видах деятельности. Ежемесячно формируется фонд заработной платы каждого города (класса); эти деньги дети зарабатывают коллективно. В то же время каждый житель Страны Детства имеет свою индивидуальную заработную плату.
В ноябре 1996 г. были проведены очередные ярмарка и аукцион, на которых, по Положению об игре, допустима продажа школьных принадлежностей, книг, сладостей, путевок на экскурсии, в театры только государством (Страной Детства). На продажу выставляются самодельные детские работы, лучшие из которых покупаются музеем страны. Во время ярмарки работает налоговая полиция, следящая за сбором налогов на изделия из теста (это совместная работа детей с родителями) и на поделки детей. Мы описали организацию игры.
Но хочется обратить внимание на эмоциональную, психологическую обстановку во время проведения ярмарок и аукционов, отметить те знания и навыки, которые получают ребята.
Каждая ярмарка, аукцион — это маленькое открытие в области экономики, которое помогает жителям Страны Детства понять, что их работа в течение месяца и плата за нее определяют их активность в игре. Это формирует у детей сознание того, что от умелого ведения хозяйства (будь то маленькая семья, экономика города, государства) зависит наша пища, одежда, квартира, отдых, образование, т. е. наше материальное благосостояние.
Перед началом аукциона выяснилось, что наибольшим фондом заработной платы за ноябрь владеет I класс (город Глювенд). У городов Депус и Груфи (II и IV классы) не было денег в фонде заработной платы, поэтому на аукцион, который проводился по городам, дети давали свои личные деньги. Почему же они шли на такие «жертвы»? На аукционе выставлялись на продажу предметы, необходимые для учебно-воспитательного процесса: оборудование для уроков труда (сковорода, гусятница, приборы для выжигания, бумага, клей, кисти), инвентарь для уроков физкультуры (коньки, мячи) и то, что необходимо для игровой деятельности (игровые приставки, электронные игры ит. п.). Чувствовалась значимость этих товаров для ребят, они были активны во время торга, и каждый город с большим азартом, вкладывая и свои деньги, назначал наивысшую цену. Конечно, в детях боролись два чувства: во-первых, им хотелось оставить свои личные деньги на ярмарке, во-вторых, товары, которые выставлялись на аукционе, были необходимы городу (классу). На аукционе проявились самостоятельность детей, умение принимать решение, вкладывать свои деньги в общее полезное дело. И возгласы детей «Уез» после каждой покупки подтверждали то, что вещи они приобретали с большим желанием.
Наблюдая за этим процессом со стороны, отмечаешь, что дети свободны, легко ориентируются при выборе необходимого им товара и точно определяют его предельную цену. Конечно, они поймут, что нужно более энергично зарабатывать деньги для города, тогда не придется тратить свои личные гаммы на аукционах. И все же, несмотря на свои личные затраты, дети были довольны покупками. Эмоциональная атмосфера аукциона переносила не только детей, но и нас, взрослых, в мир предпринимательства и бизнеса.
После аукциона начинается ярмарка, где жители Страны Детства покупают товар, как у своего государства, так и у городов. Новым на ярмарке было то, что жители городов сами изготовляли различные поделки (товар), становясь, таким образом, не только продавцами, но и «производителями». Ребята сами придумывали изделия, подбирали материал, выполняли различные операции (вырезали, склеивали, шили, вязали, вышивали ит.д.), самостоятельно устанавливали цены на товар и практически могли определить его спрос.
Каждый житель Страны Детства на ярмарке покупатель, он использует те средства, которые заработал за месяц. Ребята ходят от прилавка к прилавку, рассматривая товар, цены, и лишь потом приобретают необходимую вещь. Цены на школьные принадлежности ниже цен на сладости. Дети могут приобрести у своего государства тетради, обложки, ручки, карандаши, блокноты, альбомы, закладки ит.д. Если остаются деньги, ребята покупают по выбору сладости: апельсины, шоколад, суфле, конфеты, жевательную резинку ит.д. Они уже научились делать рациональные покупки, ведь ярмарка проводится не в первый раз.
Особым спросом пользуются изделия из теста. Торты, вафли, печенье ребята продают за рубли. Они умеют хорошо торговаться и не уступят свое изделие за низкую цену. Так, бургомистр страны хотела купить оптом пирожки у продавца города Глювенд не за 500 рублей, а за 400. Девочка-продавец не уступила в цене, аргументируя это тем, что дорого стоит фарш и значительны затраты на электроэнергию. Она дольше продавала пирожки, зато получила большую выручку.
Чтобы привлечь внимание к своему товару и повысить цену, ребята его красиво упаковывают, пишут рецепт изготовления, калькуляцию, тем самым они осваивают такие понятия, как «предложение», «спрос», «цена».
На ярмарку Республики Гамми были приглашены жители Республики Миф. Интересно, что у дошкольников проявился интерес к поделкам из Республики Гамми. Они с удовольствием покупали панно, открытки, игрушки и т. п. Во время ярмарки проводилась беспроигрышная лотерея. Купив билет за 2 гамма, дети не уйдут с плохим настроением, потому что получат хотя бы небольшой, но приз.
Ярмарка проходит так же бурно, как и аукцион. Здесь царит радостная, праздничная обстановка. Живая распродажа создает особую атмосферу, ярмарка активна, стремительна, азартна! И так в течение дня, бесперебойно одни торги сменяются другими. Не смолкают веселые голоса детей, а это значит, что все происходящее им не безразлично.
Ярмарка завершается, и жители Страны Детства опять должны зарабатывать деньги. Они могут положить их в банк и получить проценты, для этого в каждом городе работают управляющий банком и казначей. И здесь ребята учатся, как не только сохранить деньги, но и даже увеличить свой капитал. Они с нетерпением ждут новой ярмарки и аукциона. Таким образом идет реальная жизнь в мини-государстве, именуемом Страной Детства.
Надеемся, что поиск педагогического коллектива по совершенствованию игры может обеспечить более эффективное изучение детьми экономики и помочь школе подготовить ребенка к современной жизни.
Для педагогов школы-сада игра стала своего рода диагностикой интеллектуальных возможностей детей. Так, неожиданностью для них было довольно высокое умение некоторых детей оценивать вещи по совокупности их свойств (затраты на производство, потребительская ценность и т. п.), которое является одной из важнейших составляющих экономического образа мышления [Хейни, 1991]. Видимо, в условиях особой, по сути мифологизированной, игры проявляются потенциальные возможности детей, которые Л. С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития» [Выготский, 1984]. Дело ученых — раскрыть психологические механизмы и закономерности отражения в сознании детей сложнейших социально-экономических процессов. Мы как практики стремимся учесть в своей работе новые реалии развития современных детей, и в этом нам помогает концепция школы культурно-исторического типа.
1Гамми — медвежонок, герой диснеевского мультфильма. До эксперимента детское учреждение называлось «Медвежонок», в честь символа Олимпиады 1980 г. в Москве.
Литература
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Емельянова А. И., Табунова Л. П., Утенкова Н. А. Единое игровое пространство в комплексе «начальная школа-детский сад» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
- Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии, 1994. № 5.
- Хейни П. Экономический образ мышления. М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1112
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 631
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0