Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Некоторые подходы к проектированию подростковой школы 836Поливанова К.Н. АннотацияЗадачу проектирования подростковой школы автор рассматривает с позиций возрастного психолога. Задачей подросткового возраста автор считает приобретение опыта собственной проектной работы, обучение действию по своему замыслу в соответствии с самостоятельно поставленными целями, нахождение способа реализации собственного «проекта». Для решения задачи возраста школа должна предоставить ребенку возможность экспериментировать с собственным действием. Автор конкретизирует задачу возраста в проекции школы. Ключевые слова: проектная работа, сотрудничество, культурный предмет, подростковый возраст Рубрика: Инновационные модели Фрагмент статьи
Задачу проектирования подростковой школы можно решать с разных профессиональных позиций. Мы рассмотрим совершенно определенную позицию — возрастного психолога (ниже мы уточним границы такой профессиональной позиции). Школа для подростков (дети 11—15 лет) — это место, где обеспечивается взросление ребенка, где в наиболее развернутом виде возможно нормальное проживание возраста. Другими словами, в этом образовательном пространстве амплифицируется (удерживается, усиливается) задача возраста. Какова же эта задача? По нашему мнению, в подростковом возрасте ребенок должен приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по своему замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации собственного «проекта». Почему мы используем термин «проектная», а не «практическая» работа? Дело в том, что стержнем проектирования является связь замысла и реализации, своеобразное экспериментирование именно с этой связью, а не просто самостоятельное достижение цели. В результате адекватного возрастным задачам «проживания» подросткового возраста у ребенка возникает своеобразная чувствительность именно к связи замысла и реализации, т. е. ответственность. На протяжении самого подросткового возраста эта связь «изучается», остается предметом пробы, испытания. А ребенок до поры остается безответственным или пробует быть ответственным (подробнее см. [2]). Для решения задачи возраста школа должна предоставить ребенку возможность экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысел к достижению результата и обязательно опять к замыслу и т. д.). Важно заметить, что полностью задача возраста не может быть решена только в школе. Школа теперь (после завершения начальной школы) лишь одно из многих других мест взросления ребенка, есть еще детское сообщество, клуб, семья и т. д. Таким образом, следует не только определить задачу возраста, но и конкретизировать ее в проекции школы. Школа — это место встречи ребенка с культурным (по преимуществу научным) предметом. Таким образом, сутью подростковой школы становится такое предъявление ребенку культурного предмета, которое обеспечивает возможность экспериментирования с ним. Тот факт, что в центр рассмотрения мы ставим школьный аспект возраста, заставляет признать недостаточность лишь психологической позиции. Рассмотрим это утверждение подробнее. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология здоровья | Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков Психология развития | Молчанов С.В., Алмазова О.В. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. Психология личности, Психология развития | Ярощук И.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|