Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков 1180Божович Е.Д. Шеина Е.Г. АннотацияВ статье говориться о возможности раскрытия личности говорящего посредствам анализа его речи с учетом лексических нюансов, а также дополнительной информации получаемой от мимики и жестов. В этой связи особый интерес представляет изучение поведение детей подросткового возраста, их потребностей в признании коллективам и самоутверждение среди окружающих, выраженное в речевых высказываниях. Также приведены результаты детального исследования того, как подростки решают коммуникативные задачи. Ключевые слова: самоутверждение, принятие, подростковый возраст, коммуникативная компетентность Рубрика: Междисциплинарные исследования Фрагмент статьи
В 80-х гг. на стыке психологии и лингвистики возникло понятие «языковая личность», которое определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой прагматической направленностью» [5, с. 3]. В структуре языковой личности выделяются три уровня:
Перефразируя известное положение «За каждым текстом стоит система языка», соответствующее взглядам Ф. де Соссюра, Ю.Н. Караулов формулирует исходный тезис теории языковой личности: «За каждым текстом стоит языковая личность» [5, с. 3, 5]. Возможность через текст проникнуть в личность говорящего, его индивидуальные особенности связана прежде всего с третьим уровнем ее анализа, который представляет особый интерес для психологии общения. В последней существенное место занимает понятие и феномен коммуникативной компетенции, многоплановой способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Г. М. Андреева, Я. Яноушек, 1987). Содержание этого понятия различается в зависимости от позиции автора. Так, например, при междисциплинарном подходе, предлагаемом Л. Л. Федоровой, ядром коммуникативной компетенции является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, реализующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: поверхностном — коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и глубинном — социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей. Собственно «коммуникативный компонент коммуникативной компетенции индивида» представляет собой в этой модели систему функций языковых средств общения таких, как установление и поддержание контакта, передача сообщения, выражение эмоциональных реакций и социальных отношений, а также личного отношения к собеседнику и предмету разговора путем выбора формы высказывания и др. [13, с. 224]. Последнее пересекается с содержанием понятия «языковая личность», но в рамках этой теории не рассматриваются возможность и конкретные особенности проникновения через речь в личность говорящего. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Междисциплинарные исследования | Бахиркин М.В., Лукин В.Н. Будрина Е.Г. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|