Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения 2051

Данилова Е.И.
психолог школы № 546, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается схема мониторинга учащихся в период обучения, предложенная московским психологом. Проведен анализ существующих методик на мотивацию и эмоциональное отношение детей к процессу обучения, детально рассмотрены различные тесты умственного развития для всех возрастных групп учащихся. Данные, представленные в статье моут помочь школьному психологу в проведении диагностической и коррекционной работы в учебном заведении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Предлагаемая схема психологического мониторинга учащихся с момента их поступления в школу до ее окончания разрабатывалась последние 4 года. Одна из главных целей нашей школы — «организация учебно-воспитательного процесса в условиях адаптивной школы для успешной самореализации каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями» — потребовала для своего психологического обеспечения создания такой системы мониторинга.

Подбирались и апробировались различные групповые психодиагностические методики с тем, чтобы охватить весь контингент учащихся школы при определении их интеллектуальных, мотивационных и личностных особенностей. Методики выбирались в соответствии со следующими критериями:

  • надежность и валидность метода;
  • время, необходимое на обработку индивидуальных результатов и проведение сравнительного анализа по классам, параллелям;
  • получение максимального объема информации об учащемся после проведения диагностики;
  • возможность прослеживания динамики развития учащихся;
  • возможность сделать прогноз о перспективах развития ребенка и подбора, при необходимости, соответствующей коррекционной программы.

Из существующего в настоящее время моря методик были отобраны групповые методики, разработанные или адаптированные отечественными специалистами, работающими в Психологическом институте РАО и других организациях. Конечно, учитывался тот факт, что при групповой диагностике результаты отдельного ученика могут оказаться хуже, чем при индивидуальном обследовании. Но автор считает, что при определенных особенностях групповые методики более подходят для наблюдения ребенка в школе, так как все дети работают в ситуации, характерной для ведущего типа деятельности этих возрастов, учебной деятельности. Если же разрыв между результатами индивидуальной и групповой диагностик велик, то он сигнализирует о том, что данный ученик часто не может актуализировать свои возможности при обычном типе обучения и нуждается в дополнительном, специальном внимании со стороны как педагога, так и школьного психолога. Наиболее частой причиной такого явления может быть, например, замедленный темп деятельности учащегося, обусловленный причинами как физиологического характера (формально-динамические характеристики протекания нервных процессов), так и чисто психологического (защитная реакция на хроническую неуспешность в деятельности или повышенная тревожность). Предлагаемая схема может быть окончательной, так как при появлении новых, более совершенных методик они будут включаться в систему диагностики.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика