Каталог изданий 117Рубрики 53Авторы 9258Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов 1316Полонская Н.Н. Яблокова Л.В. Ахутина Т.В. АннотацияВ настоящей статье изложены методики изучения речевых процессов у детей младшего школьного возраста. Подробно изложена процедура проведения нейропсихологических проб и дана развернутая система их оценок. Результаты исследований свободных и направленных ассоциативных экспериментов обнаруживают определенные различия в успешности выполнения детьми предложенных заданий. Фрагмент статьи
Нейропсихологическое обследование позволяет определить степень развития высших психических функций ребенка. Важной стороной такого обследования является изучение состояния речевых процессов, в связи с чем мы поставили задачу проследить динамику развития речи у детей во время их обучения в младшей школе. В течение четырех лет нами проводилось Нейропсихологическое обследование 46 учеников одной из московских школ. Была использована методика А. Р. Лурии [4], адаптированная в Лаборатории нейропсихологии МГУ для детей 6—9 лет [2]. Дети обследовались раз в год с I по IV класс. Возраст детей — от 6 лет 6 месяцев до 10 лет 7 месяцев. Методика1. Исследование свободных и направленных ассоциативных реакцийС помощью этой пробы изучается способность активного извлечения слов, возможность переключаться с одного слова на другое, с одной семантической группы на другую. Кроме того, направленный ассоциативный эксперимент позволяет исследовать способность ребенка различать и отбирать слова нужной грамматической категории, в данном случае — глаголов, и осуществлять точный выбор слов одной лексико-семантической категории. Процедура проведения пробыПроба состоит из трех заданий. В первом задании ребенку предлагается говорить как можно больше любых слов. Во втором его просят называть слова, обозначающие действия, а в третьем — растения. Время актуализации во всех трех заданиях ограничивается 1 минутой. Для того чтобы ребенок не отвлекался на посторонние стимулы, не называл окружающие его предметы и был полностью сосредоточен на задании, его просят выполнять задание с закрытыми глазами. Система оценкиВ каждом из трех заданий фиксируются продуктивность и число различных ошибок — повторов, а при назывании действий и растений — неадекватных заданию слов. Продуктивность определяется следующим образом: в каждом ассоциативном задании подсчитывается общее число актуализированных ребенком слов, из которого вычитается число повторов и неадекватных заданию слов (при назывании действий и растений). Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Балыгина Е.А., Савицкая Н.В. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования Психология развития, Социальная психология | Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|