Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Художественная одаренность будущих учителей изобразительного искусства.
Постановка проблемы 1497

Хрусталева Т.М.
кандидат психологических наук, доцент Пермского государственного педагогического университета, Пермь, Россия

Аннотация

Статья посвящена малоизученному до сих пор вопросу о характере и специфике детерминации предметно-педагогических способностей учителя рисования. В статье приводится описание исследования, целью которого было выявление художественных способностей, взаимосвязь художественных и педагогических способностей и изучение индивидуально-психологических характеристик испытуемых. В ходе исследований удалось выделить четыре значимых фактора предметных способностей. Отмечается, что теснее всего с предметными способностями связаны те показатели педагогических способностей, которые определяют ориентацию учителя на человека. Автор так же отмечает, что основными предпосылками к предметным способностям являются нижние уровни индивидуальности, т.е. природная способность к творчеству.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Художественные (изобразительные) способности начинают активно изучаться еще в начале XX в. В это время складывается три основных направления в исследовании художественных способностей. Внимание исследователей, принадлежащих к первому направлению, привлекает изучение особенностей личности творческих людей: художников [14], «сверхнормально» одаренных к рисованию детей [15]. Поиск отличий не способных к рисованию людей и талантливых рисовальщиков, предпринятый Э. Мейманом [11], позволил определить причины неспособности к рисованию, которые проявляются как в недостатке одаренности (и прежде всего в особенностях восприятия, зрительной памяти и синтезирующего видения), так и в недостатке упражнений. Представителей второго направления интересует сам процесс рисования. Так, например, Ф. Ейер [11] изучал процесс рисования в лабораторных условиях, на основании чего он выделил технические характеристики одаренных рисовальщиков. Выявлению способностей к художественному творчеству посвящены работы представителей третьего направления. Н. Мануэль [11] описывает тринадцать составляющих способностей к рисованию: от зрительной памяти, способности наблюдать, комбинировать, различать цвета и размеры до интереса к деятельности и общей интеллигентности. Изучая проблему художественных способностей в течение ряда лет, Н. Мейер [11] выделил следующие составляющие художественного таланта: врожденные способности, эстетическую отзывчивость и комбинаторную способность.

В отечественной психологии проблемой изучения способностей к изобразительной деятельности занимался В. И. Киреенко. Он выделил специфические особенности, отличающие изобразительное восприятие от обычного житейского. Способности к изобразительной деятельности автор рассматривает как сложной комплексное образование, включающее целостность восприятия, оценку отклонений от вертикали и горизонтали, оценку пропорций, светлотных отношений, перспективных сокращении, чувствительность к цвету, зрительную память. Е. И. Игнатьев, изучая процесс рисования у детей различных возрастов и у взрослых учителей рисования, решающую роль в развитии изобразительной деятельности отводит аналитическим умениям [4] Несомненный интерес представляет также концепция А. А. Мелик-Пашаева, предложившего свои подход к пониманию и изучению способностей, в том числе изобразительных [7]. По его мнению, структура способностей не совокупность отдельных качеств, а множественность проявлении «чего-то единого» Он считает, что «художественные способности не особая часть психики человека, а скорее особое ее состояние» [7, с. 22]. А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская [8] выделили психические качества, необходимые для наблюдения и изображения внешнего мира: художественное воображение, особое эстетическое отношение человека к жизни, развитое художественное восприятие и внимание. По мнению авторов, «развитое эстетическое отношение к миру преобразует отдельные психические свойства человека и художественные способности, придавая им единую, специфическую для искусства направленность. [8, с. 28]

Литература
  1. Бурлакова Н. Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры: Автореф. дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2000.
  2. Вяткин Б. А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1904. № 4.
  3. Доманова Е. Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии. Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
  4. Игнатьев Е. И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Вопросы психологии. 1957. № 1.
  5. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности М., 1959.
  6. Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1962.
  7. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности М., 1981.
  8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987.
  9. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  10. Порошина Т. И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки. Автореф. дис. канд. психол. наук Пермь. 1997.
  11. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К. В. Сельченок. Мн., 1999.
  12. Хрусталева Т. М. Специальные способности учителя математики // Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. № 1. Пермь. 1995.
  13. Хрусталева Т. М. Специальные способности учителя русского языка и литературы // Вестник ПГПУ Сер. 1 Психология. № 1—2. Пермь. 2000.
  14. Binet A La psyhologie artistique de Tade Stuka // L'Annee psychologie. 1908. 15.
  15. Kik C. Die ubermormale Zeichenbegasung bei Kindern // Zeitshrift fur angew. Psychologie. 2. Band. Leipzig. 1909.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика