Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности взаимодействия ребенка с матерью и тип контролирующего поведения матери и ребенка 1076Бортникова Ю.А. АннотацияВ статье раскрыта специфика моделей контролирующего поведения матери и ребенка старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия. Представлены данные стандартизированного интервью, направленного на выявление ценностей социализации современных родителей. Описаны результаты исследования родительско-детских взаимодействий на уровне внутрисемейных отношений. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимодействия матери и ребенка в конкретных предметно-структурированных ситуациях. Также приведены результаты исследования зарубежных психологов по данной проблематике и проведен сравнительный анализ. Фрагмент статьи
В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии интенсивно разрабатывается проблема детско-родительских отношений. Исследуются стили детско-родительских отношений, их влияние на личностное развитие ребенка. Подробно освещены проблемы воспитания ребенка в семье (А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, Р. Сирс, Е. Е. Маккоби, М. Эйнсуорт). Одной из современных тенденций в исследовании паттернов взаимодействия взрослого и ребенка в зарубежной литературе является изучение контролирующего поведения. Е. Е. Маккоби включает в родительский контроль следующие моменты:
Анализируя способы родительского контроля, Е. Е. Маккоби выделяет: 1) ограничивающий способ родительского контроля, под которым подразумевается такая ситуация, когда по требованию родителей ребенок не делает того, что он хочет делать («не делай этого»); 2) авторитарный способ родительского контроля, который включает большое число родительских правил, требований, ограничений, выражающихся простыми указаниями. Формула такого контроля: «Делай так, потому что я так сказал». Зарубежными исследователями рассматривается также дисциплинарный аспект родительского контроля. Выделяют несколько техник поддержания дисциплины. Д. Р. Шеффер, И. Х. Броди предполагают существование трех техник: 1) техники, основанной на утверждении силы; 2) эмоциональных наказаний и 3) «объясняющей», «призывающей» техники [2]. Непосредственно исследованием контролирующего поведения занимались Г. Троммсдорф и У. Фридлмейер, которые провели сравнительное исследование особенностей контроля и поддержки в диаде «мать — ребенок» в Германии и Японии (1993). Исследование было основано на теоретической концепции о первичном и вторичном контроле (Ф. Ротбаум, 1982; Дж. Вэйц, 1984). Первичный контроль понимается как «попытка получить контроль (управлять) путем влияния непосредственно на окружающие обстоятельства». Вторичный контроль характеризуется тем, что человек пытается уравнять свои возможности с требованиями ситуации путем переключения усилий с них на собственное психологическое состояние [8]. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Психология развития | Тхостов А.Ш. Клиническая психология, Психофизиология | Данилина К.К., Горбачевская Н.Л. Психология здоровья, Социальная психология | Войтас С.А., Жолудь А.Н., Кабанов И.С., Бражник Ю.В., Рибелка И.В. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|