Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы

5361

Аннотация

Описано уникальное обследование психологических особенностей пятилетних детей, проведенное в 2003 г. на базе детских дошкольных учреждений Москвы. Обследование проводилось по нескольким направлениям: диагностика коммуникативной, познавательной, волевой, деятельностной сфер психического развития пятилетних детей. Дано краткое описание использованного в обследовании пакета методик. Количественный и качественный анализ результатов обследования позволил выявить современную картину уровня психического развития пятилетних детей. В заключение намечены конкретные пути создания и усовершенствования условий для оптимального развития детей дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дошкольный возраст, игровая деятельность, произвольность, ситуативно-деловое общение, наглядно-образное мышление

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.

Фрагмент статьи

Весной 2003 г. по заказу МКО силами МГППУ было проведено психологическое обследование пятилетних детей, посещающих детские сады Москвы. Это был своего рода массовый эксперимент, в котором участвовали, с одной стороны, около 11 тыс. детей, а с другой — практически вся психологическая служба ДОУ и медико-психологических центров столицы. «Испытуемыми» в данном эксперименте были не только пятилетние дети, но и сама психологическая служба в дошкольном образовании. Учитывая масштаб и уникальность этого обследования, важно обсудить его замысел, процедуру, результаты и уроки. Именно этой задаче посвящена настоящая статья.

Целью данной работы были апробация комплекта диагностических методов и получение результатов, отражающих уровень психического развития пятилетних детей. Этот возраст в настоящее время является последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Именно поэтому, по исходному замыслу проекта, своевременное выявление особенностей развития (и его возможных деформаций) в пятилетнем возрасте, когда у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства, может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье.

С учетом возрастных особенностей пятилетних детей были определены следующие направления психологической диагностики:

  • коммуникативная сфера — уровень общения ребенка со взрослым (форма общения), социальная компетентность в общении со сверстниками;
  • познавательная сфера — восприятие, образное и логическое мышление, способность ориентироваться на существенные признаки;
  • произвольность — способность опосредовать свои действия правилом.

Уровень развития речи не выделялся в отдельный предмет диагностики, поскольку речь неизбежно включена в другие виды деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при выявлении внеситуативных форм общения), с другой — как средство мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании). Регулятивная функция речи выявляется при выполнении речевых инструкций взрослого.

Информация об авторах

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2575
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 5361
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 20