Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования

1341

Аннотация

В статье описывается комплексная программа подготовки специалистов-психологов для системы столичного образования, здравоохранения и социальной сферы. Раскрываются принципы построения образовательной программы, такие, как деятельностное освоение профессии психолога, возрастно-психологический подход в построении содержания учебных курсов, развитие нравственных качеств будущих специалистов-психологов в процессе обучения. Показан опыт образовательной деятельности факультета «Психология образования» МГППУ по подготовке специалистов для системы психологической службы Москвы.

Общая информация

Ключевые слова: психология образования, возрастная психология, педагогическая психология, психолого-педагогическая практика, профессиональная подготовка, дошкольная педагогика, дошкольная психология

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Егорова М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 4.

Полный текст

В 2003 г. Департамент образования Москвы (ДОМ) и Московский городской психологопедагогический университет (МГППУ) провели ряд «круглых столов» и конференций, посвященных развитию столичной психологической службы. Ключевыми вопросами всех совещаний, наряду с обсуждением структуры, содержания и направлений работы службы, стали проблемы подготовки кадров. Опыт работы конференций нашел отражение в резолюциях, направленных в ДОМ и Министерство образования РФ, в которых, в частности, предлагаются следующие конкретные шаги: включение в городскую программу повышения квалификации целевых модулей психологической подготовки специалистов образовательных учреждений на базе МГППУ; постановка перед МО РФ вопроса о доработке стандартов образования по педагогическим специальностям в плане увеличения часов по психологической подготовке и современным инновационным образовательным технологиям и т. д.
Безусловно, самым значимым событием года стал Всероссийский съезд практических психологов образования. По словам В. В. Рубцова, академика РАО, ректора МГППУ, решений съезда ждала профессиональная общественность. Съезд определил принципиальные линии развития психологии как науки и как практики; разработал стратегические маршруты преодоления кризисных явлений в современной психологии; поставил четкие задачи перед системой высшего профессионального образования. Действительно, реализация задач съезда будет доступна новой генерации психологов, способных эффективно работать в эпоху революционных общественно-политических и экономических преобразований, оказывать действенную помощь людям с «жизнью, запнувшейся» на войне, катастрофе... На факультете «Психология образования» МГППУ разработана и апробируется комплексная программа подготовки психологов по специальности «Психология» (020400) для системы столичного образования, здравоохранения и социальной сферы. Каковы приоритеты и перспективы этой программы?
Исходным моментом программы стал «портрет выпускника». Обобщенный образ специалиста был задан, прежде всего, сферами его трудоустройства.. Именно они определили необходимый и достаточный набор профессиональных умений и навыков, уровень и глубину теоретической и общекультурной подготовки и, конечно, личностные и индивидуальные характеристики, важные для психолога. Компоненты «портрета» стали своеобразными «точками роста» для всех учебных мероприятий. Они же помогли сформулировать образовательную парадигму факультета: фундаментальная психологическая подготовка и практико ориентированный характер обучения.
Согласно принятой парадигме, учебный процесс строится на следующих принципах. Первый, деятельностный, принцип освоения профессии позволяет структурировать обучение, определяет последовательность решения учебных задач, их психологическое содержание. Этот принцип утверждает единство психологической теории и практики, обеспечивает надежные научные основы всех видов работы психолога. С первых месяцев учебы на факультете студенты шаг за шагом изучают основы психологической диагностики, консультирования, коррекции, развития и др. Понятие о каждом направлении профессиональной деятельности формируется как логический ряд обобщенных и функциональных представлений и понятий о конкретных психологических задачах и методах их решения.
Второй действующий принцип — это возрастно-психологическое изучение человека. Постижение тайны его роста и развития, начиная с пренатального периода и далее — через все возрасты — к зрелости. Учащиеся факультета приступают к освоению и решению «задач возраста» уже в шестом семестре, что со всей очевидностью отвечает запросам молодых людей о более раннем начале профессиональной специализации и тем требованиям, которые выдвигает современный рынок труда. На изучение каждого возраста отведен целый семестр. Учебный план включает в себя часы теоретического обучения, самостоятельной работы и практики, речь о которой пойдет ниже. Так в целом выглядит схема образовательного маршрута будущего специалиста.
Третий принципиальный момент построения учебного процесса состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов; включении в учебную деятельность задачи личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств и в целом личности будущего специалиста приобретает в учебно-воспитательном процессе ключевое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека.
Воплощение этих гуманных идей возможно исключительно в среде единомышленников. Действительно, при выдвижении этого принципа как приоритетного есть реальные надежды на его успешную реализацию. Дело в том, что на факультете создается коллектив преподавателей и сотрудников, которые имеют высшее психологическое или педагогическое образование, являются специалистами высокого уровня в своей области и понимают в едином ключе задачи и проблемы высшего образования. Профессорско-преподавательский состав факультета — это созвездие профессионалов, уникальных мастеров, способных не только «выучить на психолога», но и воспитать у студента-психолога необходимые профессиональные качества, пробудить лучшие профессиональные и человеческие чувства.
Наконец, четвертый принцип — это системный подход в познании психической реальности, который в приложении к образованию способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа Человека. Путь познания идет не через исследование дискретных психических свойств и качеств, а через решение комплексных проблем, в которых взаимоувязаны экономические, социальные, духовные, экологические и прочие аспекты общественной жизни. Раскрывая перед участниками образовательного процесса более широкую познавательную реальность, системный подход фиксирует недостаточность традиционных схем обучения, требует освоения инновационных образовательных программ и методов обучения.
Обратимся к опыту образовательной деятельности базового факультета МГППУ, который носит одноименное название. Основатели факультета «Психология образования» — директор Психологического института РАО профессор В. В. Рубцов и ректор Международного образовательного колледжа, а ныне первый проректор МГППУ профессор А. А. Марголис — видели его миссию, во-первых, в адресной подготовке специалистов для психологической службы столицы и, во-вторых, в создании структурного звена службы в лице факультета. Практическая направленность учебного процесса на запросы столичного образования, медицинской и социальной сфер наглядно представлена на схеме.
Приоритеты первой задачи нашли отражение в названии факультета. Образование — это творческий открытый процесс индивидуального развития и целенаправленного формирования личности ребенка в ходе обучения и воспитания. Этот процесс назван открытым, так как гуманитарные воздействия оказываются не только на ребенка, но и на родителей, педагога, психолога. Сам взрослый становится субъектом личностных, социальных, духовно-нравственных и мировоззренческих изменений.
Чтобы профессионально грамотно проанализировать и практически содействовать «образованию Человека», наши студенты фундаментально изучают классические психологические теории, осваивают диагностические, коррекционные и развивающие методики.

Ежегодно на факультет приходят письма от руководителей учреждений, в которых работают наши выпускники, с оценкой уровня их подготовки и качества выполняемой работы. Все, без исключения, отзывы положительные: молодые специалисты оказывают действенную помощь детям различных возрастов — от самых маленьких мальчиков до уже личностно сформировавшихся юношей, профессионально консультируют родителей и других «психологически значимых взрослых».
Более того, ориентируясь на профессионализм молодых специалистов, оценив особый, личностно ориентированный стиль их работы с детьми и педагогическим коллективом, руководители нередко выходят с предложениями о сотрудничестве с факультетом и университетом (создание экспериментальных площадок, научное руководство, повышение квалификации кадров). В будущем наше сотрудничество станет фундаментом Университетского округа, который решением ДОМа формируется на базе МГППУ.
Модернизация образования, его структурное и содержательное обновление, является многоплановым и разноуровневым процессом. Специалисты Психологической службы Москвы должны эффективно решать профессиональные задачи в образовательных учреждениях всех типов: быть способными осуществлять междисциплинарный комплексный подход в оказании психологической помощи конкретному ребенку от 0 до 18 лет, проводить консультативно-просветительскую работу с родителями и педагогами, разрабатывать концептуальные основы перспективного развития учреждения, в частности, в области психологопедагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса и т. д.
Подготовка специалистов-психологов, отвечающих этим требованиям, на первой ступени их профессионализации (1—6-й семестры) ведется по двум взаимозависимым линиям. Первая — это широкая и углубленная теоретическая подготовка по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации. Вторая линия предусматривает практическое овладение будущими психологами образования специальными навыками и умениями непосредственно в образовательных учреждениях различных типов и видов, в психолого-медико-социальных центрах. В этой связи важнейшим компонентом профессиональной подготовки на факультете является 30-недельная психолого-педагогическая практика в образовательных учреждениях, во время которой уже с I курса студенты имеют реальную возможность приложить теоретические знания к решению конкретных жизненных проблем.
«Школа профессионального становления» — так называется практика на I и II курсах. В образовательных учреждениях студенты организуют досуг, праздники, занятия для детей. Под руководством заместителя декана по воспитательной работе А. М. Тереховой и доцентов И. А. Корепановой и М. В. Соколовой студенты разрабатывают психологопедагогические проекты, при реализации которых решаются возрастные задачи и индивидуальные проблемы детей и педагогов. Апробации проекта предшествуют психологическая диагностика воспитанников, беседы с педагогическим коллективом, изучение медицинской документации, анализ продуктов деятельности детей, их личные запросы. Например, целью практики в детском доме № 23 Западного округа стала психологическая поддержка подростков при выборе профессии, а в школе надомного обучения для детей с церебральным параличом — развитие коммуникативной деятельности.
Завершает практику конференция, на которой группы студентов представляют отчетные материалы: видеофильмы, записанные на CD результаты мониторинга и фрагменты занятий. Конференция — это всегда эмоционально насыщенное и показательное мероприятие. В отчетах студентов красной нитью проходит благодарность руководителям практики и учреждения за предоставленную возможность реально соприкоснуться с миром детства, подтвердить правильность выбора профессии. Мы рассматриваем эту практику как начальные ступени становления психолога-профессионала. На III курсе в рамках теоретического изучения разделов клинической психологии проводится практика в коррекционных (специальных) образовательных и медицинских учреждениях. Помимо освоения должностных обязанностей специального психолога наши студенты приобретают навыки взаимодополняющего сотрудничества со специалистами смежных областей: дефектологом, психиатром, педиатром и др.; знакомятся с работой ПМПК; осознают границы своей профессиональной компетентности. Студенты «погружаются» в мир детских проблем и переживаний, им оказывается доступной для рефлексии такая сложная область профессиональных отношений, как взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями.
На второй ступени профессиональной подготовки психологов (7—10-й семестры) практическая составляющая усиливается, что отражено в учебном плане факультета как перераспределение продолжительности теоретического и практического обучения в сторону увеличения последнего.
Важным шагом в освоении специальности является практика на IV курсе, которая обеспечивает дополнительную квалификацию — «преподаватель психологии». Наряду с лекциями профессора. И. В. Дубровиной по дисциплине «Методика преподавания психологии» студенты проходят педагогическую практику в общеобразовательных школах. Студенты в малых группах разрабатывают 12-урочный курс, а затем проводят уроки психологии в старших классах. Результаты этой практики очевидны — молодые люди приобретают опыт публичных выступлений и психотренерской работы, а школьники знакомятся с основами науки о человеке, получают знания о себе и других людях. Интересно, что часть старшеклассников, прошедших обучение, в дальнейшем становятся студентами МГППУ.
Специализация по кафедрам начинается с V семестра. В рамках выбранной специализации — «педагогическая психология», «психология развития» и «психология развития (с углубленным изучением детей дошкольного возраста)» — студенты слушают теоретические спецкурсы, работают в мастер-классах ведущих ученых и практических психологов, пишут курсовые и дипломные проекты, участвуют в научных исследованиях, проходят профессиональную практику и стажировку.
Профессиональная стажировка организуется Центром трудоустройства факультета на V курсе очной формы обучения. Квалификационная практика — это действительная трудовая деятельность студентов в должности педагога-психолога образовательного учреждения. По ее результатам в конце учебного года выпускники представляются в аттестационную комиссию Департамента образования Москвы для присвоения им 9—11-го разрядов по ЕТС. Супервизия самостоятельной работы учащихся осуществляется выпускающими кафедрами: возрастной психологии, педагогической психологии, дошкольной педагогики и психологии.
В чем состоит специфика подготовки специалистов по каждой кафедре?
Заведующая кафедрой возрастной психологии профессор Л. Ф. Обухова определяет цель кафедральной специализации как подготовку специалистов в области научной и практической работы, обладающих широкой ориентацией в психологии развития человека на всех этапах онтогенеза, способных видеть актуальные проблемы науки и практики, ставить задачи, вести исследование, анализировать и обобщать факты, выявлять закономерности, понимать особенности психического развития в современной социокультурной ситуации. Структурообразующий мотив работы кафедры состоит в сохранении и развитии основополагающих принципов научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, П. Я. Гальперина.
Специализация на данной кафедре ориентирует студентов на рефлексию тех изменений, происходящих в современном обществе, которые оказывают влияние на развитие личности и обусловливают более тонкую дифференциацию отраслей психологии. В спецкурсах преподавателей кафедры представлены возникшие сравнительно недавно направления: изучение развития психики ребенка на фоне созреваниянервной системы, детская дифференциальная психология, социальная психология детства, психология полного жизненного цикла (Life-span), народная психология (Folk Psychology), предметом исследования которой являются взгляды, верования и представления родителей о поведении и развитии ребенка.
Студенты становятся участниками научных исследований, проводимых сотрудниками и аспирантами кафедры. Тематика исследований убедительно свидетельствует об их высокой научно-практической значимости. На кафедре ведется разработка периодизации психического развития ребенка, которая отвечает общему характеру современного детства; идет изучение индивидуальных вариантов развития личности детей, творческого потенциала ребенка и средств его осуществления; исследуется симптоматика возрастных кризисов развития; определяется социокультурная норма развития ребенка в современном обществе; изучается роль семьи, учебных учреждений и внеобразовательных сфер жизни в психическом развитии ребенка; выявляются условия, обеспечивающие преодоление жизненных преград (зависимостей, логоневрозов, сенсорных деприваций и т. п.). Выпускник кафедры возрастной психологии — это специалист, умеющий вести научно-исследовательскую работу, выявлять проблемы и актуальные направления исследований в современной психологии. Он способен проводить экспериментальные исследования с различными возрастными группами, осуществлять преподавательскую работу, умеет разрабатывать новое содержание, методические и психолого-педагогические средства, направленные на полноценное развитие личности. Это специалист-консультант, владеющий технологиями работы с семьей, основами социально-психологического тренинга, специалист в области коррекционной работы (зависимости, акцентуации, задержки психического развития, дети и подростки с трудностями в поведении, беспризорные и безнадзорные дети, одаренные дети).
В целом его можно охарактеризовать как специалиста в области современного детства.
Специализация по кафедре «Педагогическая психология» также имеет свои особенности. Цели и задачи кафедры определены ее заведующим профессором В. А. Гуружаповым. Это подготовка будущих специалистов к решению проблем в области психологической поддержки учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. В соответствии с поставленной целью кафедра призвана дать студентам общее представление о роли и месте педагогической психологии в системе общего школьного образования; обеспечить знаниями по актуальным приложениям педагогической психологии к практике современного общего школьного образования; вовлечь в научную, методическую и практическую работу по психолого-педагогической поддержке общего образования Москвы и других регионов России; привить навыки самостоятельного анализа и решения проектных задач по психологической поддержке учебно-воспитательного процесса в школе.
В концепции развития кафедры приведены следующие квалификационные характеристики, которыми должен обладать выпускник для решения этих задач:
умение вести активную систематическую работу по достижению конечных целей школы не только в плане просвещения учителей, но и через выдвижение проектов, предполагающих собственное участие в реализации психологической составляющей конкретной образовательной идеи;
анализ явлений, происходящих на макро- и микроуровнях в области общего образования, в частности понимание умонастроений современного образовательного сообщества (педагогов, методистов, родителей);
ориентировка в существенных особенностях дидактических систем, образовательных технологий, таких деталях образовательной среды, как учебный план, учебные программы, методические пособия, учебники, школьное оборудование, взятые в их психологической сути по отношению к конкретной образовательной идее;
подбор, а при необходимости самостоятельная разработка дидактических методик, позволяющих оценивать и совершенствовать учебно-воспитательный процесс, исходя из существенного содержания; конкретные рекомендации по корректировке учебновоспитательного процесса, определение баланса различных учебных дисциплин;
оценка возможностей применения в учебно-воспитательном процессе новых учебных курсов, методик, оборудования;
участие в разработке инновационных проектов школы;
разработка и осуществление собственной программы, связанной с психологической поддержкой образовательной деятельности учащихся, в том числе индивидуальной образовательной траектории.
Приведенный перечень квалификационных характеристик обусловлен тем, что современная школа характеризуется необычайным разнообразием как условий обучения и воспитания детей, так и образовательных идей, технологий, программ. По сути, идет колоссальная работа по созданию новой системы общего школьного образования. Поэтому в содержании и методах общей, специальной и практической подготовки студентов по кафедре педагогической психологии последовательно реализуется идея выработки у будущих специалистов культуры анализа ситуации обучения и развития ребенка в школе, складывающейся под воздействием инновационных процессов.
На кафедре дошкольной педагогики и психологии, возглавляемой профессором И. А. Бурлаковой, студенты получают уникальную возможность изучать новые программы для дошкольников непосредственно под руководством их авторов, которые являются преподавателями кафедры и одновременно видными учеными в области дошкольной психологии и педагогики. Выпускники кафедры работают практическими психологами как в образовательных учреждениях, так и в психолого-медико-педагогических консультациях и службах, в том числе занимаются семейным консультированием, становятся преподавателями вузов и колледжей, продолжают учебу в аспирантуре. Специализация по кафедре направлена на развитие психолого-педагогической компетентности студентов в области дошкольного образования и практической дошкольной психологии, а также на приобретение опыта научно-исследовательской деятельности.
Выпускник кафедры «Дошкольная педагогика и психология» владеет системой теоретических и практических знаний по развитию детей младенческого, раннего и дошкольного возраста; имеет опыт экспериментальной и научно-исследовательской работы в сфере детской психологии и дошкольного образования; владеет научными основами построения педагогического процесса в разных типах дошкольных образовательных учреждений; умеет делать заключение о целесообразности обучения конкретного ребенка по данной программе; владеет системой комплексного обследования детей, умеет составлять заключение об особенностях их психического развития; способен к проектной деятельности; готов участвовать в психолого-педагогическом проектировании образовательного процесса в ДОУ, владеет современными методами консультирования и педагогического взаимодействия с родителями.
В учебном процессе кафедральных специализаций сочетаются традиционные формы занятий (лекции, семинары, практика) и современные обучающие методы (дискуссии, учебное проектирование, проблемные игры, тренинги, творческие проектные мастерские). Эти виды учебной работы необходимы для максимального обеспечения индивидуальной практической подготовки студентов и развития корпоративного духа будущих специалистов. Проведение семинаров и практических занятий в форме мастер-классов на IV и V курсах всех форм обучения позволяет целенаправленно использовать учебное аудиторное время для решения следующих задач:
углубленной специализации по дисциплинам, принципиально важным для овладения профессиональным мастерством. Выбор дисциплин определяется разработанной на факультете «моделью специалиста», его ключевыми компетенциями и узкой практической ориентацией;
ознакомления и самостоятельной апробации уникальных образцов профессиональных методов и приемов под руководством ведущих специалистов в области психологии;
включения теоретических знаний в структуру прикладной психологии; осмысления научных положений общепрофессиональных дисциплин в контексте их практического приложения; ориентации на научное обоснование практики образования.
Как видно из структурной схемы факультета, большим подразделением является учебнопроизводственная лаборатория. Создание лаборатории нового типа было обусловлено, во- первых, высокой востребованностью квалифицированных психологов системой столичного образования, во-вторых, запросами руководителей учреждений к МГППУ о содействии в совершенствовании учебно-воспитательной работы. Для решения этих задач сотрудники лаборатории, как состоящие в штате университета, так и из числа практических психологов образования, молодых ученых, стали коллективными участниками проектных разработок модернизации форм и методов психолого-педагогической работы в конкретных учреждениях, проводят анализ и обобщение хода и результатов научных экспериментов.
Важно, что в эту работу активно вовлекаются студенты, для которых сотрудники лаборатории становятся супервизорами, наставниками в начале профессионального становления. Организованное таким щадящим образом «вхождение в профессию» способствует преодолению известного дисбаланса между теоретической и практической подготовкой студентов, той психологической неуверенности, которую испытывают выпускники перед реальной практической работой. Так, заинтересованные студенты старших курсов вовлечены в проектные работы по внедрению экспериментальной программы «Философия для детей» в столичных и региональных ДОУ, в проект по совершенствованию образовательной среды московской школы № 330, в работы сектора «Перинатальная психология» в учреждениях здравоохранения.
Обобщая опыт трудоустройства и профессиональной деятельности наших выпускников, в 2003 г. факультет открыл новую кафедру — клинической психологии детей и подростков. Об открытии этой кафедры шла речь в Договоре о сотрудничестве МГППУ и Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Кафедра под руководством В. Ф. Шалимова призвана решить задачу, остро стоящую перед системой образования в связи с социально-экономическими изменениями в стране и новыми потребностями общества: подготовить практических психологов, способных оказать консультативно-диагностическую и коррекционно-реабилитационную помощь детям и подросткам с трудностями в социализации и адаптации. В системе общего и специального образования в такой помощи нуждаются, прежде всего, дети и подростки с отклонениями не только в психическом, но и в социально-личностном развитии. Уметь диагностировать форму психического нарушения, установить его причину и механизм, назначить дифференцированную реабилитацию детям призван психолог, прошедший полноценную подготовку на вновь созданной кафедре.
Реализация образовательных программ осуществляется на факультете по всем ныне действующим в РФ формам обучения — очной, очно-заочной, заочной, дистанционной, а также по программе «Второе высшее образование». К настоящему времени состоялось шесть выпусков специалистов, всего более 600 человек. Из них более 70 % работают в образовательных учреждениях всех видов (ДОУ, школы, интернаты, ПМСЦ, колледжи, вузы) и типов (учреждения для нормально развивающихся детей и для детей с особыми образовательными потребностями, лицеи, кадетские школы и др.). Это позволяет говорить о выполнении факультетом «Психология образования» своей основной миссии.

Литература

  1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
  2. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1863
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1341
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5