Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя 743

Орлов В.А., кандидат психологических наук, Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vladimirorlov@bk.ru

Аннотация

В статье изложены результаты теоретико-экспериментального исследования проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности учителя. Рассмотрены основные факторы удовлетворенности учительским трудом. На базе разработанной автором программы предлагается подход к решению проблемы личностного роста как учителя, так и ученика через обучение учителя проведению тренинговых занятий (гуманистической направленности) с учениками. Поставлен вопрос о введении такой дополнительной формы оценки труда учителя, как «приращение комплексного развития ученика».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Преобразования политического, экономического и социального характера, происходящие
в современном российском обществе, затрагивают не только интересы отдельно взятых граждан, но и сложившуюся систему ценностей, понимание своего места в мире представителями самых разных социальных групп. Зачастую это заставляет их кардинально переосмысливать содержание и мотивы своей профессиональной деятельности.

Эта проблема остро стоит и в сфере школьного образования, поскольку школа является одним из основных социальных институтов, системно передающих базовые ценности общества молодому поколению. Именно она, конечно, совместно с семьей и другими общественными институтами должна помочь молодым людям сориентироваться в новых условиях жизни, сформировать их жизненные установки, систему мотивов, способствовать продвижению в познании межличностных отношений.

В процессе этой передачи происходит психическое развитие ребенка, раскрытие его физических, эмоциональных, когнитивных и духовных способностей. От того, насколько школа эффективна в этом процессе, во многом зависит жизненный успех ребенка, уровень его личностного развития.

На пути к достижению необходимой эффективности школы лежит решение проблемы повышения мотивации деятельности учителя, вопросов его профессиональной удовлетворенности. Поэтому неудивительно, что все актуальнее становится проблема повышения профессионализма школьных педагогов. Ждут решения, в частности, такие ее аспекты, как совершенствование подбора будущих учителей, открытых к субъект-субъектному общению с учащимися; отвечающая современному уровню вузовская подготовка педагогов; профессиональная адаптация и система повышения квалификации.

На государственном уровне систематически ставится задача сделать профессию педагога престижной и высокооплачиваемой. Решение проблемы достойной оплаты этого нелегкого труда является чрезвычайно актуальным. Однако делать ставку исключительно на повышение зарплаты учителя нельзя, так как повышение оплаты труда не решит всех проблем современной школы. Это подтверждают, в частности, наши исследования, проведенные в течение последних лет в нескольких московских общеобразовательных школах.

Литература
  1. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя / Под ред. Л. М. Митиной. М.; Воронеж, 2001.
  2. Лазарев В. С. и др. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы.
    М., 1995.
  3. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
  6. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
  7. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1970.
  8. Herzberg F. Work and the Nature of Man. N.Y., 1967.
Статьи по теме

Психология личности, Психология труда  |  Егоров И.А., Ямбург Е.Ш., Ахапкина М.Е., Волкова А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцова Н.Н.

Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников

CrossRef doi:10.17759/psyedu.2018100205

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика