Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников 960

Яворская И.Н., Россия

Аннотация

Рассматриваются проблемы интеллектуальной готовности к обучению в средней школе. Приводятся результаты исследования возможностей системы обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в развитии логического мышления. Раскрываются особенности перехода младших школьников от эмпирического способа решения словесно-логических задач к теоретическому.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современное школьное образование в средних и особенно в старших классах предъявляет серьезные требования к полноценному освоению теоретических дисциплин. При переходе из начальной школы в среднюю дети сталкиваются с объективными изменениями условий обучения, главным из которых является усложнение материала, необходимого для усвоения. Начиная с V класса на уроках математики (алгебры и геометрии), русского языка (грамматики), физики, химии, биологии школьники должны освоить соответствующие систематические курсы, включающие содержание довольно высокой теоретической сложности (математические, лингвистические, физические, химические и биологические понятия, геометрические доказательства, физические зависимости, химические закономерности, биологические систематизации).

Усвоение содержания учебных программ средних классов школы возможно при наличии у учащихся достаточно высокого уровня развития логического мышления, чтобы они имели возможность понять логическую связь, последовательность и структуру учебного материала, вникнуть в ход рассуждений учителя и быть в состоянии верно раскрывать понятия и применять законы учебных дисциплин естественнонаучного профиля при выполнении тренировочных заданий и решении соответствующих стандартных и нестандартных поисковых задач.

Необходимую интеллектуальную готовность к обучению в средней школе, в частности достаточный уровень развития логического мышления, должно обеспечить обучение в начальной школе. Однако в последние годы в практике начального обучения наряду с традиционными для начальной школы учебными программами реализуются экспериментальные, разработанные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Это создает серьезную исследовательскую проблему — охарактеризовать развивающие возможности этих педагогических технологий, установить, в какой степени обеспечивают развитие младших школьников (в частности, их логического мышления) названные учебные программы и насколько они соответствуют своему назначению — подготовить детей к усвоению сложного учебного материала средних и старших классов.

Литература
  1. Амуд Б.А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, 1974. Ч. 1.
  2. Аршавина Л.И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: Автореф. канд. дис. Киев, 1982.
  3. Вахрушев М.М. Понимание и усвоение школьниками II, IV и VI классов некоторых форм дедуктивных умозаключений: Автореф. канд. дис. Л., 1958.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
  5. Густяков Н.А. Формирование дедуктивных доказательств у младших школьников: Авто-реф. канд. дис. М., 1973.
  6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
  9. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1997. №6.
  10. Ерицян М.С. Психологические особенности дедуктивно умозаключающего мышления детей школьного возраста. Ереван, 1975.
  11. Зак А.З. Психологические особенности теоретического способа решения задач // Новые исследования в психологии. 1976. №2.
  12. Зак А.З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I – Х классов // Вопросы психологии. 1983. №1.
  13. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  14. Исаев Е.И. Психологические характеристики способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1983. №2.
  15. Катрич Г.И. Развитие рефлексии у младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.
  16. Крылова М.В. О психологии дедуктивных умозаключений младших школьников: Авто-реф. канд. дис. М., 1970.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  18. Ле Тхи Кхань Тхо. Динамика умственного развития младших школьников в разных условиях обучения: Автореф. канд. дис. М., 1986.
  19. Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение  планирующей   функции  мышления  в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. №5.
  20. Максимов Л.К. Зависимость развития математического мышления от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. №2.
  21. Медведев А.М., Нежнов П.Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии. 1989. №5.
  22. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1998.
  23. Носатов В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического мышления // Вопросы психологии. 1978. №4.
  24. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967.
  25. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  26. Рапацевич Е.С. Некоторые корреляты школьной успеваемости и проблема диагностики умственного развития // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе: Материалы II Всесоюзного симпозиума. Тбилиси, 1974.
  27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  28. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
  29. Рубцов В.В, Ривина И.В. Уровни системности и формирование учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. №2.
  30. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младших школьников // Вопросы психологии. 1986. №6.
  31. Тунян Д.Е. Психологические особенности дедуктивных умозаключений в процессе усвоения математики в начальных классах: Ав-тореф. канд. дис. Тбилиси, 1979.
  32. Федекин И.Н. Планирование как операция в структуре теоретического мышления // Вестник МАРО. 2002. №9.
  33. Филь В.А. Развитие доказательств у учащихся I – III классов: Автореф. канд. дис. Одесса, 1971.
  34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика