Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (36) / 2005 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о готовности дошкольников к обучению в массовой школе 1031

|

Кузьмишина Т.Л.
кандидат психологических наук, доцент кафедры Дошкольной педагогики и психологии факультета Психология образования ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: kuzmishina_tat@mail.ru

Аннотация

Данная работа посвящена анализу особенностей детей младшего школьного и дошкольного возрастов, обеспечивающих успешное обучение в массовой школе. Также обсуждается вопрос о вреде школьного обучения детей моложе 6,5 года.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку — как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся, таким образом, к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно осваивать окружающий мир. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам  детям   недостаточно  общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка существует тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с общей жизнедеятельностью ребенка. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).

Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Л.Н. Галигузовой, уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста данная потребность возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.

Вышеназванные авторы отмечают, что развитие общения и его практическая реализация в процессе взаимодействия детей между собой совершаются поэтапно и зависят от организующих воздействий взрослого. Ими выделяются три формы общения детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста: эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка), ситуативно-деловая (4-6 лет), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

<...>

Литература
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
  4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  5. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. А.В. Запорожец. М., 1979.
  6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  7. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  8. Пчелина М.В. С какого возраста идти в школу // http://liintl.inbinet.ru.
  9. Учительская газета. 2000. № 20-on-line.
  10. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.
Статьи по теме

Психология образования  |  Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н.

Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении

CrossRef doi:10.17759/mda.2021110401

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А.

Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика