Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9029Новости 1788Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О раннем обучении и развитии детей 1434

Веракса Н.Е.
доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: neveraksa@gmail.com

Варенцова Н.С.
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, Россия

Аннотация

В статье обсуждается изменение приоритетов в российском дошкольном образовании. Рассматривается проблема критериев оценки детского развития и организации образовательной работы. Проводится анализ современных программ дошкольного воспитания и образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Большинство родителей озабочено проблемой подготовки своих детей к школе, т. е. ранним их обучением, тем более что сегодня функционирует так много новых образовательных структур: государственных и негосударственных, частных школ, лицеев, гимназий, прогимназий и собственно дошкольных учреждений и др.

Многие родители идут туда из-за усложнения программного содержания образования, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения и математики, компьютерной грамоты, иностранных языков, этического воспитания, экологии, анатомии, богословия, восточных видов борьбы и т. д. Кроме общепринятых, традиционных занятий, проводимых с детьми дошкольного возраста, появилось большое число дополнительных услуг, включающихся в образование и воспитание маленьких детей.

Подобное обучение далеко не всегда приносит желаемые результаты, так как ребенок, имея достаточный (иногда избыточный) объем знаний к моменту поступления в школу, часто не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний, как правило, очень быстро кончается, и ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.

Кроме того, среди разнообразных подходов в новых образовательных структурах возможны факты существования псевдонаучных концепций и использования неквалифицированных специалистов. Рынок педагогических услуг в последние 15 лет складывался стихийно.

Некоторые родители считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное — чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любого образовательного процесса.

Но как же все-таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был успешным в достижении своих целей? Надо ли вообще обучать детей? Когда лучше всего начинать образование маленьких детей? Если мы обучаем, то и развиваем? Или развитие — это нечто другое, не зависящее от обучения?

<...>

Литература
  1. Венгер Л.А., Мухина B.C. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 1973. № 6.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: стуктур-но-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. 2000. № 1.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.
  7. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1998.
  8. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 2000.
  9. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 2000.
  10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 2000.
  11. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 2000.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика