Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности профессиональных умений в деятельности педагога 733

Черникова О.В.
аспирантка Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, учитель русского языка и литературы, место работы, МОУ «Средняя школа №3», Москва, Россия
e-mail: cholya@lsi.ru

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме приобретения студентами педагогиче-cких вузов знаний и формированию на их основе умений и навыков, которые впоследствии определят их профессиональные навыки. В статье автор выявляет основное содержание профессиональных умений и рассматривает профессиональные навыки педагога с точки зрения классификации общих профессиональных навыков. По мнению автора, классификация должна быть базой для конкретных практических разработок методики преподавания в любой области профессиональной деятельности, и прежде всего педагогической. Поэтому ознакомление с теорией классификаций знаний и умений обязательно должно быть составной частью подготовки квалифицированных преподавателей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для формирования умений профессиональной деятельности педагога необходимо выявить основное содержание этих умений и определить те профессиональные навыки, которые следует развивать и к которым следует прививать интерес у будущего педагога в студенческие годы. Профессиональные навыки педагога, несомненно, входят в категорию общих профессиональных навыков и могут быть включены в их классификацию. Проблеме классификации профессиональных навыков и умений посвящено много работ, вышедших в свет в последние годы как в странах СНГ, так и за рубежом. Распределение навыков по различным группам и уровням в России принято называть классификацией. В зарубежной литературе термин «классификация» по отношению к профессиональным умениям и психологическим характеристикам личности практически не применяется, а используется термин «таксономия» (B. Bloom; L. Anderson, D. Karthwohl; N. Schley). Первая работа Б. Блюма положила начало широкому потоку исследований в области психологии обучения. Термин «таксономия» (от taxis — расположение, порядок, строй) был предложен еще в 1813 г. швейцарским ботаником Декандолем. В России этим термином предпочитают пользоваться для классификационных исследований в биологических и географических науках, а не в педагогике и психологии. Исторически получилось так, что зарубежные, в основном американские, исследователи профессиональных навыков и умений сосредоточились на психологических, личностных характеристиках профессионала. Российские же исследователи больше внимания уделяли деятельностному подходу. Первая попытка синтезировать оба подхода предпринята недавно [12].

Литература
  1. Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. М., 1987.
  2. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Влияние информатизации на требования к базовым умениям инженера // Педагогическая информатика. 2001. № 3.
  3. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб., 1992.
  4. Романенко В.Н. Основные представления теории многообразий. СПб., 1997.
  5. Соломатин Н.М., Беляев В.А. ЭВМ и поиск информации. М., 1977.
  6. Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков // Народное образование. 1974. № 4.
  7. Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. М., 1990.
  8. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий» на CD. 2004 (4 диска) Assessment of Skills/ Abilities. [Сетевой материал]. http://www.sasked.gov.sk.ca/docs/social30/assess.html
  9. Anderson L.W., Karthwohl D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: a Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. N.Y., 2001.
  10. Bloom B.S. (ed.). Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Education Goals, by a Commetee of College and University Examiners. N.Y.; Toronto, 1956.
  11. Knowlege, Skills, Abilities and Other Charec-terics. [Сетевой материал]. http://www.resumestogo.com/FederalKSAs.html
  12. Romanenko V., Nikitina G., Abramovich S. Abilities and Skills. [Сетевой материал]. 2004. Schley Nancy Lerner Outcome Verbs. [Сетевой материал]. Outline_of_Instruction.
  13. Teeter T.A. Technical Knowlege, Skills and Abilities. [Сетевой материал]. http://www.ualr.edu/~itreport/part5.htm.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика