Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 4. С. 38–46
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Формирование новой информационно-образовательной среды вуза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, информационные технологии , высшая школа
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Лобанова Е.В. Формирование новой информационно-образовательной среды вуза // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 4. С. 38–46.
Полный текст
Новая парадигма образования, принятая в современной России, ориентирует педагогическое сообщество на обеспечение вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебного процесса в вузах, его адаптивности к социальным условиям, запросам населения и работодателей, широкое и повсеместное внедрение в учебный процесс вузов современных образовательных технологий, что будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний.
Основой любой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда [10]. Это означает, что перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача - сформировать новую информационно-образовательную среду (ИОС) подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований,но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.
Главный признак новой ИОС вуза - это кардинальным образом обновленный базис ее содержательного наполнения. С одной стороны, процесс обновления научных знаний носит перманентный характер: знания и технологии в науке и технике обновляются за пять лет в среднем на 50 %. С другой стороны, информационно-образовательные ресурсы обновляются весьма радикально и динамично в годы кардинальных социально-экономических и политических трансформационных революций и цивилизационных сдвигов, в период напряженных социально-образовательных адаптаций [3]. Экономические и социальные перемены в обществе видоизменяют и обогащают контур базисных знаний. И этот процесс будет только нарастать, так как, по мнению европейских экспертов, то, что было приемлемо для индустриального общества, ни в коей мере не соответствует обществу знаний, возникающему как результат глобализации, научно-технического прогресса.
Характер новообразования придают ИОС вуза информационно-образовательные компоненты, содержание которых обусловлено новыми требованиями к специалистам, вызванными к жизни принципиальными изменениями в экономике, на рынке труда. Обновленная профессиональная среда через требования потенциальных и реальных работодателей, через включение в образовательный контент профессиональных проблем и задач, способов профессиональной деятельности интегрируется в наполнение новой ИОС. Так, в последнее время наметилась явная тенденция к переходу от квалификационной модели специалиста к компетентностной. Акцент в его подготовке смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции [11]. Соответственно, информация, знания, обеспечивающие возможность специализации в широких областях, востребованные на рынке не только образовательных услуг, но и труда, не могут быть академически замкнутыми, жестко разграниченными. Наоборот, новая ИОС вуза включает широко очерченные области знаний и компетенций, перекрывающихся по содержанию и назначению, междисциплинарных по сути.
Информационно-образовательная среда современного вуза приобретает новые черты и в результате влияния социальной, социокультурной среды, адекватной обществу обновленной России.
Новая ИОС вуза формируется под мощным воздействием мировых образовательных информационных ресурсов. Отличительным ее признаком обязательно выступает доступ студентов и преподавателей к высококачественным локальным и глобальным информационным сетям, базам данных и банкам знаний.
Организационно-технологической основой новой ИОС вуза служат информационно-телекоммуникационные технологии, которые обеспечивают ввод, хранение, обновление и передачу обучаемым необходимого учебного материала (дисциплинарного и информационно-справочного), представленного в электронном виде, а также возможность интерактивного взаимодействия студента и преподавателя, студентов между собой или студента и автоматизированной системы обучения и контроля.
Анализ отечественных разработок, публикаций по проблемам формирования ИОС вуза свидетельствует о фрагментарном характере соответствующих инноваций. Так, ставится знак равенства между ИОС и программными системами, имитирующими процессы и явления в сфере точных наук [12], другими программными продуктами [6].
Практически все попытки раскрыть понятие информационно-образовательный среды вуза страдают, как отметил А.Н. Косолапов, «технократичностью» [4]. Почти все публикации по проблемам ИОС сводятся тем или иным способом к обсуждению аппаратного и программного обеспечения, различных вариантов использования новых информационных технологий и т. п. [1, 2, 4, 5, 8]. Можно предположить, что многим недостает понимания того, что компьютеры, программно-аппаратные средства, телекоммуникационные сети и т. д. - это лишь техника, работающая на достижение образовательных (в нашем случае) целей. А спонтанное, вне прочной связи с этими целями, применение информационно-телекоммуникационных технологий, самых современных технических средств в рамках существующей ИОС вуза нельзя считать существенным прогрессом.
Вне поля зрения авторов остается, как правило, содержательное наполнение ИОС вуза, т. е. информация учебного, методического характера, а также используемая для управления обучением. Эта составляющая, безусловно, главенствует, ибо без информации именно образовательного характера, циркулирующей между потребителями с помощью телекоммуникационной или другой техники, ИОС не может быть таковой, не может существовать как информационно-педагогический конструкт. «Интернет, информационные технологии - это только инструмент. Главным является само обучение» [9]. Отметим также, что сейчас все больше зарубежных компаний, занимающихся производством высококачественных интерактивных обучающих курсов, делают акцент именно на качественном учебном контенте, а не программном обеспечении и т. д. [7].
Резюмируя изложенное выше, можно предложить следующую трактовку понятия новой ИОС вуза.
Новая информационно-образовательная среда вуза - это системно организованная совокупность современных электронных образовательных и других информационных ресурсов, ориентированных на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса и его научно- и учебно-методическое сопровождение, а также комплекс аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним и телекоммуникационное взаимодействие студентов и преподавателей в интересах достижения целей обучения.
Функциональная структура информационно-образовательной среды определяется системой целей и задач учебного процесса, функций учебной деятельности и может быть представлена следующими проблемно ориентированными блоками:
информационное обслуживание преподавателей и студентов (обеспечение доступа к электронным каталогам, электронным учебникам и глоссариям по темам, электронным энциклопедиям по предметным областям и направлениям деятельности, отечественным и мировым информационным сетям, базам знаний и банкам данных);
организация обучающего диалога в информационно-образовательной среде (объектно-объектная коммуникация, субъектно-объектная коммуникация, субъектно-субъектное общение);
телекоммуникационное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе познавательной деятельности;
автоматизированное обучение и контроль;
моделирование изучаемых (исследуемых) явлений и процессов (демонстрационное и интерактивное);
администрирование реального учебного процесса.
Чтобы новая ИОС вуза служила улучшению реализации образовательных программ, управления учебным процессом, она должна быть специально, в соответствии с этими целями спроектирована.
При формировании ИОС вуза надо иметь в виду, что ее структура имеет многоуровневый иерархический характер. Являясь компонентом единой образовательной информационной среды высшего профессионального образования, ИОС вуза включает ИОС факультетов, которые, в свою очередь, содержат ИОС кафедр, и т. д. На низшем уровне иерархии расположены ИОС дисциплин, или, как их можно иначе назвать, предметные среды.
Теоретическое исследование проблемы и анализ опыта формирования информационно-образовательных сред в вузах Российской Федерации, современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяют сформулировать ряд принципов, которыми следует руководствоваться при проектировании новой ИОС вуза. К ним относятся:
приоритетность разработки и внедрения информационно-образовательных ресурсов и технологий;
интегральность, что предполагает системную интеграцию информационных образовательных ресурсов и технологий, поддерживающих учебный процесс, научные исследования и организационное управление вузом;
технологичность, что означает использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
адаптивность, что предусматривает совместимость новой ИОС вуза с традиционной и возможность гибкой модернизации ее информационно-образовательного наполнения, адекватной потребностям образовательного процесса в вузе, подготовки специалистов;
открытость, которая должна позволить ИОС вуза интегрироваться в информационно-образовательную среду региона, страны, международное информационное пространство;
многовариантность, что обусловлено творческим характером процесса проектирования, весьма высокой степенью свободы разработчиков в выборе инвариантов;
сетевое планирование работ по формированию ИОС.
Основными предпосылками для проектирования, создания и функционирования новой ИОС вуза являются:
эффективная система информатизации вуза, развитое научно-методическое и организационное обеспечение процессов информатизации;
развитая компьютерная сеть, многолетний опыт ее устойчивой эксплуатации и развития;
стабильный коллектив опытных высококвалифицированных специалистов в области проектирования, разработки и эксплуатации сложных территориально распределенных информационных систем;
наличие исследований и разработок в области информационно-телекоммуникационных технологий;
технологии разработки электронных образовательных ресурсов;
система подготовки и переподготовки кадров в области информационных технологий;
региональное сотрудничество в области информатизации;
психолого-педагогическая поддержка инновационного процесса создания новой ИОС.
Опыт Российского нового университета подтвердил, что усилия разработчиков новой ИОС РосНОУ целесообразно сосредоточить на таких направлениях, как создание высококачественного контента в виде специализированных учебно-методических комплексов; развитие информационно-телекоммуникационной технологической базы для использования возможностей локальных и глобальных компьютерных сетей; администрирование учебного процесса.
В основу формирования учебного контента положен модульный принцип построения учебного содержания дисциплин профессиональных образовательных программ, обеспечивающий разделение учебной дисциплины на логически самостоятельные части - модули, позволяющие унифицировать предоставление учебной информации студентам и систематизировать контроль знаний.
По всем дисциплинам основных образовательных программ высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования созданы основные информационные образовательные ресурсы - учебно-методические комплексы (далее - УМК), которые обеспечивают эффективную самостоятельную работу студентов и слушателей, включая обучение и контроль знаний (тестирование), методическое и дидактическое сопровождение подготовки специалиста, а также информационную поддержку обучения.
Каждый УМК - это набор структурных элементов, которые отличаются от стандартных учебных пособий углубленным содержанием дидактических и методических компонентов (представленных в электронном виде), способствующих активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Каждый УМК, реализуя комплексные дидактические функции, является полноценным источником информации и обеспечивает управление познавательной деятельностью студентов в условиях самообучения.
УМК содержат следующие учебные и учебно-методические материалы: специальный учебный план; графики учебного процесса по каждой специальности, уровню и форме обучения на учебный год и семестр; рабочие программы учебных дисциплин; рабочие модульные учебники; графики проведения и тематику видеоконференций; учебники и учебные пособия, рекомендованные учебно-методическими объединениями вузов в качестве основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине (библиотечные фонды фундаментальной библиотеки вуза и электронной библиотеки); установочные и модульные видео- и слайд-лекции (на CD-ROM); обучающие компьютерные программы (программа на электронном носителе в базе данных и на CD, методические материалы - в печатном виде и на электронных носителях) в объеме учебной дисциплины в соответствии с учебным планом; график проведения консультаций со студентами и слушателями по предметам обучения на учебный семестр; тестовую базу для рубежного и итогового тестирования (в среднем 50 тестовых заданий по каждому модулю); вопросы промежуточной аттестации (в среднем 150 тестовых заданий по дисциплине); дидактические материалы для самоконтроля; методические указания по организации дистанционного обучения; методические указания по изучению дисциплины и подготовке к различным видам занятий и аттестаций; методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов; методические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ; тематику контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Разработанные в университете УМК в соответствии с учебной программой по каждой дисциплине обеспечивают организацию самостоятельной работы студента, включая его обучение, тренинг и контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию), а также освоение студентами образовательных программ с использованием дистанционных технологий в полном объеме.
Университет имеет технологические ресурсы и полиграфические мощности для обеспечения каждого обучающегося основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Информационные образовательные ресурсы университета представлены на различных типах носителей, в том числе:
- основные информационные образовательные ресурсы (УМК) размещаются в цифровом виде (электронные тексты, мультимедиа, аудио- и видеоматериалы и др.); в аналоговом виде (видео- и аудиокассеты) и на бумажных носителях (печатные материалы - модульные учебные программы дисциплин, рабочие учебники в объеме каждого модуля, тестовые материалы);
- дополнительные информационные образовательные ресурсы (периодические издания, энциклопедическая и справочная литература, научная литература, аттестационные материалы) содержатся в электронном и печатном видах.
Фонд основной учебной и учебно-методической литературы представлен на бумажных и электронных носителях (базовые учебники, практикумы, хрестоматии, кодексы, сборники нормативно-правовых актов и другие учебные пособия по каждой дисциплине учебного плана). При этом наращивается процесс разработки и тиражирования электронных средств обучения (электронный учебник, электронное пособие, электронный задачник, электронный практикум и др.), интегрированных с традиционными.
Электронные образовательные ресурсы (не обязательно только тексты, но и иллюстративный материал, и видео, и аудио, и мультимедиа) аккумулированы в электронной библиотеке, к которой имеют доступ и студенты, и преподаватели.
Передача обучаемому необходимого учебного материала осуществляется с помощью CD-ROM технологий, на видео- и аудиокассетах. Текстовый контент (рабочие модульные учебники) доставляется, как правило, по почте. Все чаще для передачи материалов используется Интернет. Для расширения информационного ресурса университета обращаются к образовательным порталам сети Интернет: openet.ru, educentral.ru, students.ru, distance.™ и др.
Лекции читаются учеными и специалистами высокой квалификации, проводятся в режиме «видеоконференции», записываются в цифровой и аналоговой формах. Аналоговые видеолекции используются для просмотра с применением телевизора, а цифровые - для просмотра и прослушивания в компьютерных учебных аудиториях. Работа студентов с видеолекциями осуществляется в синхронном и асинхронном режимах, как в лекционной аудитории, так и индивидуально.
Обучающие компьютерные программы реализованы в виде автоматизированных учебных курсов и электронных учебников с мультимедийным сопровождением, имеют режимы учебника, учебного пособия и самоконтроля усвоения изучаемого материала. Объем самостоятельной работы студента с обучающими компьютерными программами зависит от характера дисциплины и количества модулей.
Работа с текстами осуществляется с использованием материалов электронной библиотеки каждым студентом индивидуально.
Поддержание качества образовательного процесса обеспечивается системой контроля знаний обучающихся с тестовыми материалами для определения уровня знаний студентов по каждому модулю и дисциплине в целом.
Особое внимание уделяется организации интерактивного взаимодействия студентов с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом, которое осуществляется следующими способами:
- проведение учебных занятий и консультаций в режиме видеоконференции, позволяющем студентам прослушивать лекции ведущих ученых и специалистов, обсуждать актуальные проблемы изучаемых дисциплин, обеспечивается 16 линиями ISDN с пропускной способностью 128 Кбит/с каждая (ведутся работы по увеличению скорости доступа до 10 Мбит/с) и широкополосным доступом к сети Интернет с пропускной способностью 2 Мбит/с. Периодичность проведения учебных занятий посредством видеоконференцсвязи определяется расписанием в соответствии с учебным планом образовательной программы. Университет имеет оборудованные студии для проведения видеоконференций, комплекты видеопроекционной аппаратуры и многоканальную линию связи (цифровая УАТС Ericsson Bisnesfone на 250 телефонных абонентов, в том числе пять многоканальных PBX групп, обеспечивающих возможность одновременного приема на один телефонный номер до 20 звонков);
обратная связь обучающихся с профессорско-преподавательским составом осуществляется посредством Интернета в синхронном и асинхронном режимах в форме интернет-конференций;
электронная переписка проводится с помощью Интернета в синхронном режиме в целях оперативного взаимодействия студентов с педагогами и между собой;
очные занятия с преподавателями - консультации и тьюториалы (проведение семинарских, практических и других видов занятий с использованием активных форм и методов обучения) позволяют студентам упорядочить свои знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом, установить деловые связи.
В качестве системообразующего компонента новой ИОС РосНОУ выступает информационная система (ИС) вуза. Она обеспечивает формирование и перманентное пополнение единого банка учебных планов, составление на этой основе графиков учебного процесса и расписаний занятий, расчет нагрузки преподавателей. С помощью ИС осуществляется интеграция информационно-образовательных ресурсов в рамках электронной библиотеки как элемента ИОС вуза, организуется доступ к различным электронным ресурсам, хранящимся в базе данных библиотеки, оперативный поиск необходимой информации и ее копирование. Информационная система позволяет реализовать индивидуальное тестирование (самотестирование) студентов в ходе изучения материала того или иного модуля, по ходу его освоения, после изучения темы и дисциплины в целом; проводить жесткий временной контроль за тестированием, автоматизированное формирование оценок и итоговых ведомостей. ИС включает в себя также подсистемы мониторинга учебного процесса и отчетности.
С помощью ИС решаются следующие задачи: сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза, факультетов, отделов, преподавателей и студентов; накопление кадровой информации о студенте от поступления в вуз до его выпуска, оформление сопроводительной документации, выписок, справок, аналитической информации и т. п.; учет и анализ результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации студентов; контроль за движением студенческого контингента, автоматизация процесса формирования приказов о зачислении студентов в вуз, о переводе их с курса на курс и т. п.; автоматизация ведения бухгалтерского учета, контроль и учет оплаты обучения студентами.
Таким образом, новая ИОС вуза - это системный информационно-технологический конструкт, формирование которого требует учета многих факторов. Новая ИОС вуза - это прежде всего комплекс информационных связей, устанавливаемых и наращиваемых в такой многокомпонентной системе, какой является вуз. При формировании новой ИОС вуза возникает ряд содержательных информационных задач. Прежде всего это интеграция всех информационно-образовательных ресурсов вуза в единую систему, разработка электронных образовательных ресурсов. Базой для создания и развития новой ИОС вуза является телекоммуникационная инфраструктура, охватывающая все подразделения вуза, включая филиалы и представительства. Создание новой ИОС РосНОУ позволяет поставить на практические рельсы процесс внедрения дистанционных образовательных технологий, служит повышению качества образовательных программ, информационного обеспечения и управления учебным процессом в головном вузе и его территориальных подразделениях в условиях распределенной структуры вуза.
Литература
- Агранович Б.Л. Системный проект и опыт формирования информационно-обучающей среды вуза: http://cpq300.comp.pgu.karelia.ru/pgu/RussianWin/conferences/Data/19950605/Abst...
- Ахметов Б.С., Калюжный А.А. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе: http://www.bytic.ru/cue/2002/tezis/ahmetov.html.
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы: Монография. М., 1999.
- Косолапов А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно-образовательной среды вуза и новых информационных технологий: http:// www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/ section4 /section4_3.html.
- Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационная среда вуза: http://vvsu.ru /oiskp /pub_information_environment.asp.
- Лебедев С.С. О качестве систем ДО // Высшее образование в России. 2000. № 6.
- Нейл Т. e-Learning проект: взгляд разработчика // e-Learning World. 2004. № 2.
- Овсянников В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. № 2.
- Скальский И. Корпоративный e-Learning: сначала офлайн, затем онлайн // e-Learning World. 2004. № 2.
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)».
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентно-стный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.
- Швецов В.И. От создания информационной среды вуза к созданию информационной среды региона: http://www.informika.ru/text/magaz/bullprod/4_95/1203_004.html
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2472
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 968
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1