Учебно-методический комплекс по педагогической психологии в системе повышения качества подготовки практических психологов

566

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности комплексного подхода к научно-методическому обеспечению учебного процесса. В качестве примера приводится учебно-методический комплекс в электронной форме по педагогической психологии, представлена структура комплекса, а также данная характеристика основных его структурных компонентов.

Общая информация

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, электронный учебник, информационно-справочные материалы

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б. Учебно-методический комплекс по педагогической психологии в системе повышения качества подготовки практических психологов // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 1. С. 5–11.

Полный текст

 

При подготовке практических психологов для системы образования, по нашему мнению, огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса. Под комплексным научно-методическим обеспечением учебного процесса мы понимаем планирование, разработку и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения. Они необходимы для полного и качественного профессионального образования в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой предмета [6]. Разработка такого комплекса основывается на определенных критериях.

Во-первых, комплекс учебно-методической документации и средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность при этом предполагает, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по любой теме учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документации и средств обучения.

Во-вторых, комплексное обеспечение учебного процесса средствами обучения включает учет их преимущественных функций и возможностей в наиболее типичных учебных ситуациях применения. 

В-третьих, комплексный подход к обеспечению учебного процесса требует, чтобы учебно-методическая документация и средства обучения способствовали реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций учебного процесса.

В-четвертых, комплексность в дидактическом обеспечении учебного процесса предполагает реализацию через учебно­методическую документацию и средства обучения всех основных этапов, звеньев педагогического процесса.

Комплексное обеспечение учебного процесса сегодня является не вопросом моды, а острой необходимостью. Это один из важнейших путей повышения качества образования в высшей школе. Такой подход к преподаванию, с одной стороны, помогает преподавателю еще более четко структурировать материал, накопленный по учебной дисциплине в той или иной форме за время преподавания, с другой стороны, способствует формированию у обучаемого целостной «картины» по учебной дисциплине. Ведь современный специалист должен обладать целостным взглядом на свою профессиональную деятельность. Этого можно достичь только при правильном формировании ориентировочной основы будущей профессиональной деятельности. Современному специалисту необходимо обладать определенным уровнем метазнаний и способностей для правильной ориентировки в потоке профессиональной информации. В рамках такого подхода и был разработан нами комплекс учебно-методических материалов по педагогической психологии, так как эта дисциплина является одной из базовых при подготовке практических психологов для системы образования [1].

Материалы, представленные в учебно­методическом комплексе по учебной дисциплине «Педагогическая психология», предназначены в первую очередь для самостоятельного изучения. Данные материалы подготовлены к печати на основе электронного учебника «Педагогическая психология», созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета совместно с Российским университетом дружбы народов (программно­техническая реализация) в рамках Федеральной программы «Разработка, апробация и опытная эксплуатация сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения по основным инвариантным дисциплинам для специальностей, относящихся к направлению подготовки 020400, 52000» в соответствии с Федеральной программой Минобразования «Создание системы открытого образования» [4].

Необходимо отметить, что печатный вариант учебно-методического комплекса подготовлен как самодостаточное учебное издание, которое можно использовать независимо от электронного учебника.

В то же время, по нашему глубокому убеждению, использование наряду с печатным электронного варианта учебных материалов может способствовать еще более эффективному усвоению данной дисциплины [2, 3].

Структура учебно-методического комплекса по педагогической психологии

Учебно-методический комплекс (УМК) состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов[*], объединенных на основании общей программы. В УМК по педагогической психологии они представлены следующими изданиями[†]: Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 2004; Айсмон­тас Б.Б. Педагогическая психология: Задания и упражнения. М., 2004; Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Б.Б. Айсмонтас. М., 2004; Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. М., 2004.

Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.

Данный учебно-методический комплекс разрабатывался как самодостаточный курс (как мини-энциклопедия), позволяющий студентам в ходе обучения получить комплексное, всестороннее представление о предмете, познакомиться с терминологической, теоретической и практической сторонами педагогической психологии.

Задача комплекса - обеспечение целостности учебного процесса и взаимодействия всех его основных ступеней и форм. Цель - наиболее полная реализация тех образовательных и воспитательных задач, которые были заявлены и сформулированы в программе курса.

Основу УМК составляет авторский курс лекций (краткое изложение всех разделов и тем программы). Базовым элементом УМК, тем ядром, вокруг которого формируется весь комплекс обучающих, методических и вспомогательных изданий, является учебное пособие.

Характеристика структурных элементов УМК

Учебное пособие.

Основная содержательная часть УМК представлена в учебном пособии.

Помня о том, что информация, содержащаяся в учебнике, для учащегося является основой всего курса и что он воспринимает ее как наиболее авторитетную и достоверную, автор очень тщательно отбирал и выстраивал материал, призванный отразить и подтвердить те положения и концепции, которые он излагает в своей книге.

Кроме того, для более полного раскрытия тем в учебное пособие были включены:

•    подробное изложение различных точек зрения на проблему (в том числе и спорных);

•    биографические и другие сведения об известных ученых и исследователях;

•    разбор теоретических вопросов и проблем на конкретных примерах и ситуациях;

•    выделенные особым образом ключевые моменты темы и определения наиболее важных понятий;

•    вынесенные в рамках объяснения отдельных терминов;

•    краткие резюме, являющиеся своего рода опорными конспектами темы.

Особое внимание автору хотелось бы обратить на структурно-логические схемы, которыми сопровождается учебный текст. Предлагая эти схемы, автор исходил из того, что представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала.

Во-первых, при линейном построении текстовой информации нередко сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается заменой словесного описания таблицами, а лучше - схемами.

Во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление учащегося.

В-третьих, рядом исследователей было установлено, что ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция способствует более глубокому усвоению и пониманию учебного материала путем его знакового моделирования.

В-четвертых, в пособии используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Знание этого приема и тем более навык практического владения им помогут учащимся в освоении предмета педагогической психологии и будут способствовать формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом в целом.

В-пятых, в ряде психологических исследований установлено, что структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.

В-шестых, наглядно-образная форма подачи информации способствует лучшему ее запоминанию.

В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Этой же цели служат учебно-дидактические материалы. По завершении каждой темы приводится перечень основных терминов и понятий, даются вопросы и задания для самопроверки и повторения пройденного материала, а также темы рефератов и/или курсовых работ; указан список учебной литературы. Все эти учебно-дидактические элементы представлены в учебной программе.

Предлагаемые материалы выполняют помимо обучающей функцию контроля и самоконтроля на первом, так называемом тематическом уровне.

Для проверки, закрепления и более глубокого усвоения теоретического материала, содержащегося в учебном пособии, на его основе разработан сборник заданий и упражнений.

Сборник заданий и упражнений.

Данный сборник является неотъемлемой частью учебно-методического комплекса по педагогической психологии. Он предназначен для более глубокого усвоения теоретического материала учебного пособия. Последовательность заданий и упражнений, предлагаемых в нем, соответствует логике изучения данной дисциплины в учебном курсе.

При их составлении использованы не только материалы учебного пособия, но и хрестоматийные статьи, биографические сведения об известных ученых, библиографические данные литературных источников.

Основные типы заданий и упражнений, включенных в сборник:

•   задания, требующие выбора одного правильного ответа из 3-4 предложенных вариантов. Задание формулируется либо как обычное вопросительное, либо как незаконченное предложение, для завершения которого надо выбрать правильный вариант ответа;

•    задания, в которых предлагается выбрать не один, а несколько правильных ответов из некоторого числа предложенных вариантов. Такое задание отличается от первого большей сложностью, но построено по такому же принципу;

•    задания на установление соответствия между элементами двух множеств. Задания этого типа имеют разное содержание в зависимости от того, между элементами каких множеств требуется установить соответствия (например, между понятиями и определениями; авторами и названиями книг; учеными и научными теориями; между визуальной информацией - портретами - и фамилиями ученых и т. д.). В некоторые задания специально добавлены заведомо неправильные, лишние варианты, т. е. число элементов первого и второго множеств может не совпадать;

•    задания, в которых для восстановления смыслового содержания текста требуется вставить пропущенные в нем слова (или словосочетания);

•    задания, в которых для восстановления смыслового содержания текста требуется правильно расставить пропущенные в нем слова (или словосочетания), данные отдельным списком. В заданиях данного типа учащийся должен заполнить пропуски в предложениях, выбирая соответствующие слова из списка, в котором они даны в произвольном порядке. Следует заметить, что, в отличие от предыдущего типа, в этом задании не имеет значения «форма» варианта (одно это слово или их несколько; с дефисом оно написано или нет; цифры это или фамилии и т.д.). Один вариант всегда представлен в тексте одним пропуском, обозначенным скобками с многоточием внутри;

•    задания на понимание логических и смысловых связей, структур и соответствий. Такие задания в зависимости от конкретного содержания имеют различные формулировки: установите логические связи между объектами...; расположите в логическом порядке высказывания...; восстановите хронологическую последовательность...; заполните блок-схемы соответствующими словами...; разместите в соответствующих блоках следующие понятия... .

Большинство заданий на понимание логико-смысловых связей построено на основе приведенных в учебнике структурно-логических схем. При выполнении этих заданий рекомендуется в качестве дополнительного источника использовать авторское пособие «Педагогическая психология: Схемы и тесты» (М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002).

Сборник состоит из двух частей. В первой находятся задания и упражнения, во второй даны ответы на них. Автор рекомендует учащимся не проверять правильность своего ответа сразу после каждого задания, а обращаться ко второй части задачника только в конце темы. В процессе работы ответы могут записываться на листке либо с помощью используемых при формулировке задания цифровых и буквенных обозначений, либо - там, где таких обозначений не предусмотрено, - отдельными словами, развернутыми формулировками и любыми другими, удобными для учащегося способами (стрелками, галочками, схематичными изображениями и т. п.).

Ответы учащихся не обязательно должны совпадать буквально с ответами, приведенными в качестве правильных. Верным считается ответ:

а)    правильный по существу,

б)    точный или наиболее точный из предложенных,

в)    наиболее полный,

г)    лучше сформулированный.

Задания и упражнения позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по педагогической психологии, выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы, помогают учащимся анализировать и оценивать результаты своей работы.

Задачник может быть использован на семинарских занятиях, практикумах по педагогической психологии, а также для контроля и самоконтроля знаний в течение семестра и при подготовке к экзаменам.

В ходе работы со сборником заданий и упражнений предусмотрены и могут быть реализованы как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:

«тематический» - по завершении той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, по которым ставятся оценки за усвоение частных тематических вопросов;

«рубежный» - по окончании каждого из 4 разделов, в которые сгруппированы 14 тем учебного курса, учащемуся предлагается вернуться к задачнику и еще раз проверить свои знания, особое внимание обращая на вопросы и задания, вызвавшие затруднения на первом уровне;

«итоговый» - по завершении изучения всего курса рекомендуется оценить степень и качество усвоения полученных знаний, обратившись к задачнику. Особенно полезным такое обращение может оказаться перед экзаменом или зачетом.

Хрестоматия.

Как и представленные выше учебное пособие и сборник заданий и упражнений, хрестоматия подготовлена согласно концепции комплексного подхода к научно-методическому обеспечению учебной дисциплины «Педагогическая психология». Структура пособия полностью соответствует учебной программе и другим учебным материалам, представленным в уМк.

При подборе хрестоматийных материалов автором ставилась задача, во-первых, отразить содержание современной педагогической психологии, во-вторых, предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Такой подход давал возможность объективно оценить практическую значимость большинства теоретических работ.

Порядок размещения статей в хрестоматии определяется логикой изучения соответствующего материала и той последовательностью, в которой он изложен в учебном пособии.

При составлении хрестоматии было признано целесообразным включить в нее данные об авторах некоторых работ, являющиеся своего рода их визитной карточкой. Перед статьями помещены вступительные очерки, в которых представлены биографические данные конкретного ученого, область его научных интересов, основные труды и публикации. Там же приводятся сведения о типе и характере соответствующего научного направления, к которому принадлежит автор и своеобразной иллюстрацией которого является публикуемая статья.

Перед тем как приступить к изучению хрестоматийной статьи, учащемуся рекомендуется ознакомиться с этим кратким очерком, поскольку, по нашему мнению, это будет способствовать более полному пониманию учебного материала.

Разумеется, невозможно было включить в хрестоматийное пособие все работы, которые хотелось бы видеть представленными в нем. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении.

Программа курса. Методические рекомендации.

Данное пособие представляет собой сборник, в котором объединены программно-методическое (программа курса), учебно-методическое (методические рекомендации) и вспомогательные (словарь терминов и понятий) издания, являющиеся элементами единого учебно-методического комплекса по педагогической психологии.

Программно-методическое обеспечение УМК осуществляется программой курса. После аннотации каждой темы приводится перечень основных терминов и понятий, даются вопросы и задания для самопроверки и повторения пройденного материала, а также темы рефератов и/или курсовых работ, указан список учебной литературы.

К вспомогательным элементам комплекса относится словарь терминов и понятий, в котором (наряду с краткими определениями, данными в тексте учебного пособия) объясняются базовые понятия и термины педагогической психологии.

Среди основных источников информации в качестве рекомендуемых ко всему курсу также приводятся интернет-ресурсы.

В фондах медиатеки, созданной Управлением информационных технологий и дистанционного обучения МГППУ, находится большое количество видео- и аудиоматери­алов, которые могут быть использованы при изучении педагогической психологии.

Дополнительные информационно-
справочные материалы

Учебный комплекс содержит большое количество информационно-справочных материалов. Как в учебном пособии, так и в хрестоматии приведены биографические и другие сведения о наиболее известных ученых и исследователях в области психолого-педагогической проблематики.

Как отмечалось выше, данный учебно­методический комплекс разрабатывался как самодостаточный курс, позволяющий студентам в ходе обучения получить комплексное, всестороннее представление о предмете. Это одна из первых попыток представить учебно-методический материал по учебной дисциплине в виде кейс-тех- нологий. Безусловно, требуется дальнейшее осмысление такого опыта и его развитие. В настоящее время осуществляется апробация кейса по педагогической психологии в учебном процессе. Мы надеемся, что опыт разработки учебно-методических комплексов по психологическим учебным дисциплинам станет основой повышения качества подготовки практических психологов [5].

 

[*] Многие из этих материалов были апробированы за последние 10 лет на занятиях как со студентами психологического факультета, так и аспирантами соответствующей специализации. Кроме того, большинство разработанных нами материалов были апробированы на ряде всероссийских конкурсов «Учитель года России», где пришлось возглавлять Психологическую службу конкурса.

[†] Подготовка и издание учебно-методического комплекса осуществлены в Московском городском психолого-педагогическом университете.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе// Психологическая наука и образование. 2004. №4.
  2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М., 2003.
  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие/ Под ред. Е.С. Полат. М., 1998.
  4. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2003.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат и др. М., 2001.
  6. Тихомиров В.П. и др. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М.,1999.
  7. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. М., 1999.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2114
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 566
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3