Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9045Новости 1789Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о дивергентном мышлении 2792

Богоявленская Д.Б.
доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества, лаборатория одаренности, ФГБНУ«Психологический институт РАО», Москва, Россия
e-mail: Mpo-120@mail.ru

Сусоколова И.А.
кандидат психологических наук, Москва, Россия

Аннотация

Поворотным пунктом в современных исследованиях креативности принято считать 1950 г. Это связано со вступительной речью нового президента Американской психологической ассоциации Дж. Гилфорда. Хотя его доклад назывался «Креативность», с течением времени многие психологи стали понимать креативность и дивергентное мышление как синонимы, поскольку, по мнению Дж. Гилфорда, креативность локализуется прежде всего именно в факторах дивергентного мышления. Являясь центральным понятием концепции Дж. Гилфорда, дивергентность (необходимость ее концептуального наполнения, обоснования при введении в систему) выступает в качестве эпицентра его теории. Поэтому понятие дивергентного мышления стало и предметом нашей статьи, хотя оно появляется лишь на последних ее страницах. Нам казалось, что прослеживание жизненного пути, научных интересов и карьеры, а главное, того, что определяло профессиональный профиль Дж. Гилфорда, его точку зрения – отбор и видение фактов, может подвести читателя к пониманию и принятию нашего вывода. В ситуации, когда в течение полувека теоретические представления Дж. Гилфорда внедрялись в сознание наших ученых, а практика образования и отбор кадров используют его тесты по всей стране и сегодня, мы считаем, что термин «дивергентность» в работах Дж. Гилфорда не совпадает с понятием «дивергентность», разработанным в естественных науках. Таким образом, в тестах Дж. Гилфорда дивергентность не представлена как реальный механизм порождения нового. Раскрытие реального содержания теории Дж. Гилфорда – наша задача.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Анализ теории Джоя Пола Гилфорда обычно начинается с его ставшего знаменитым первого президентского доклада (после его выбора осенью 1949 г. президентом Американской психологической ассоциации). Временную рамку, обрамляющую эту теорию, замыкает выступление в печати в 1997 г. [2, 3] президента Американской ассоциации психологов в настоящее время Р. Стернберга. Его приговор суров: «Модель структуры интеллекта Гилфорда — структура без фундамента» [2, с. 111] и мудр: «Теория Гилфорда господствовала десятилетия, не будучи ни подтвержденной, ни опровергнутой». Наша статья является попыткой понять данный парадокс, который интересен не только как научный феномен, но и как остро актуальный вопрос, поскольку теория Дж. Гилфорда живет и продолжает господствовать в нашей практике.

Итак, начнем с анализа доклада. Один тот факт, что исследования креативности не предварены многолетними исследованиями до заявления им темы, как это мы наблюдаем у европейских ученых (Ч. Спирмена, А. Бине), отражает менталитет, характерную черту американского ученого. Здесь доминирует прагматическая направленность: исследования идут лишь в рамках заказных работ. Об этом честно говорит сам Дж. Гилфорд: «Это была одна из моих долговременных амбиций предпринять исследование креативности … Но работа началась только в течение последнего года» [4, с. 444]. «Есть общее признание, по крайней мере со стороны тех, кто вне академической паствы, значимости изучения креативности … Большие индустрии, которые наняли много ученых-исследователей и инженеров, проводили серьезные встречи и симпозиумы по этому вопросу. Встает много вопросов о причинах того, что выпускники одного и того же высшего учебного заведения с высокой успеваемостью и отличными характеристиками сильно различаются по генерации новых идей. Общепризнана огромная экономическая выгода новых идей. … Различные отрасли управления … теперь тоже нанимают ученых и технический персонал и … задают вопрос, как отличить индивидов, имеющих высокий изобретательский потенциал» [4, с. 446].

Литература
  1. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
  2. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
  3. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №2.
  4. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5.
  5. Guilford J., Wilson R., Christensen P. A factor – ranalytic study of creative thinking // Reports from the Psychological laboratory, USC. 1952. № 8.
  6. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
  7. Guilford J.P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego, 1968.
  8. Guilford J.P. (eds), Boring E., Lindzey  G. A History of Psychology in Autobiography. N.Y., 1967. Vol. V.
  9. Guilford J.P. Psychometric Methods. N.Y., 1936.
  10. Guilford J.P. The structure of intellect // Psychological Bulletin. 1956. Vol. 53. №.4.
  11. Guilford J.P. New frontiers of testing in the discovery and development of human talent // Seventh Annual Western Regional Conference on Testing Problems. Los Angeles, 1958.
  12. Guilford J.P. Personality. N.Y., 1959.
  13. Guilford J.P. Three faces of intellect // American Psychologist. 1959. №14.
  14. Guilford J.P. Creative Talents. Buffalo, N.Y., 1986.
  15. Guilford J.P. Human abilities // The Psychological Review. 1940. Vol. 47. № 5.
  16. Brown R.T. Creativity, what are we to measure? // Glover J., Ronning R., Reynolds C. (eds). Handbook of Creativity. N.Y., 1989.
  17. Comrey A. Joy Paul Guilford // National Academy Press, Biographical Memoirs. N.Y., 1993.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика