Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов

3129

Аннотация

Целью представленного исследования было изучение особенностей развития и структуры мотива и мотивации достижения успехов и избежания неудач. Опираясь на концепции социальных потребностей и социальных мотивов Д. Макклелланда и Х. Хекхаузена, автор разработала и использовала специальные методики, направленные на изучение сформированности, согласованности возрастных изменений и половых различий мотивов и мотиваций социального поведения у детей младшего дошкольного и младшего школьного возрастов (всего 126 испытуемых).
Кроме этих методик применялись стандартизированное наблюдение, опрос и экспериментально организованная групповая и индивидуальная игры. Были сформулированы и проверены 16 частных гипотез, вытекающих из предложенной автором концепции структуры и развития мотивов и мотивации социального поведения.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, формирование, мотивация социального поведения, мотивация достижения, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 5–15.

Полный текст

Проблемы мотивации в настоящее время стали весьма привлекательными темами психологических исследований.

Вначале соответствующие исследования проводились почти исключительно со взрослыми людьми, но в последние годы в центре внимания ученых оказались и дети. Среди публикаций на <детскую> тему мотивации появились работы, авторы которых ставили перед собой задачу исследовать условия формирования соответствующего мотива у детей [3, 5, 6, 7, 8, 11]. В плане изучения мотивов и мотивации социального поведения именно детские возрасты, в особенности дошкольный и младший школьный, оказались в какой-то степени обделенными вниманием. Между тем, как показывают результаты проведенных за рубежом исследований, именно в эти годы идет активный процесс формирования всех мотивов и мотивации социального поведения и именно с подросткового возраста соответствующие мотивы становятся устойчивыми, определяя дальнейшее социальное поведение человека. «цукцук»

В излагаемой далее серии экспериментальных исследований мы поставили перед собой задачу изучить развитие и возрастную динамику мотивов и мотивации достижения успехов у дошкольников и младших школьников. В статье из-за ограниченности ее объема кратко описываются соответствующие исследования и обсуждаются полученные в них данные.

Исследование 1

Объект исследования: 4 группы детей раннего (2-3 года) и младшего школьного (3-4 года) возрастов, по 4-5 человек в каждой, всего 26 детей. Предмет исследования: генезис и особенности проявления в раннем и младшем дошкольном возрастах мотивации достижения успехов. Гипотезы: 1. В раннем возрасте у детей появляется стремление к достижению успехов в ведущей для данного возраста предметной деятельности. 2. Стремясь к достижению успехов, дети этого возраста в состоянии различать степень трудности решаемых задач и соотносить с ней прилагаемые усилия. 3. В индивидуальной предметной деятельности детей данного возраста мотив достижения успеха возникает раньше и проявляется заметнее, чем в групповой деятельности.

P1 Эти признаки взяты из схемы содержательного анализа рассказов испытуемых в известной проективной методике оценки мотива достижения успехов Д. Макклелланда и других.

Детям предлагались два задания: 1) индивидуально собрать из деталей конструктора домик по заданному образцу; 2) сделать то же самое, но в процессе групповой деятельности совместно с другими детьми. В ходе выполнения заданий за детьми велось наблюдение стандартизированного типа. В схему наблюдения входили следующие признаки наличия у детей стремления (мотива) к достижению успехов [P1]; инструментальные действия (действия, направленные на достижение цели, рассматриваемой как успех); переживания, связанные с достижением успеха (положительные эмоции, соотносимые с продвижением на пути к поставленной цели); переживания, возникающие при преодолении препятствий на пути к поставленной цели (досада, недовольство и т. п.); стремление получить помощь, способствующую достижению цели; ожидания того, что поставленная цель будет достигнута (ребенка спрашивали о том, достигнет или не достигнет он поставленной цели, и делали это еще до того, как цель будет достигнута; если ребенок демонстрировал уверенность в том, что цель будет достигнута, то у него отмечалось наличие ожидания достижения цели). За каждый из признаков, указанных выше и отмеченных в поведении ребенка, он получал по 1 баллу, а общая сумма баллов, набранных им, рассматривалась как показатель уровня развития мотива достижения успехов. Кроме того, до начала выполнения детьми заданий проводился опрос, в ходе которого им задавались следующие вопросы:

1. Хочется ли тебе решить поставленную задачу (достичь поставленной цели)?

2. Что ты будешь делать, если у тебя не получится? (Ответ типа <Буду стараться, чтобы получилось> говорит о том, что при неудаче ребенок не опускает руки, а готов приложить дополнительные усилия для достижения поставленной цели. Это свидетельствовало, соответственно, о наличии у него мотива достижения успехов.) 3. Хочешь ли ты, чтобы тебя похвалили за выполнение задания?

Таблица 1. Результаты стандартизированного наблюдения за поведением детей во время эксперимента

Возраст детей

Число регистрируемых признаков

Общее число признаков

Инстру-ментальные действия

Переживания в связи с успехами

Переживания в связи с препятствиями

Стремление получить помощь

Ожидание достижения цели

До 3 лет

3

2

2

1

1

9

3-4 года

5

3

3

4

1

16

Примечания. В таблице представлены усредненные данные в расчете на одного ребенка. 2. Различия в общем числе признаков статистически достоверны по t-критерию Стъюдента: t = 3, 48; р ? 0, 01.

Таблица 4. Оценка детьми-дошкольниками разного пола и возраста факторов мотивации достижения успехов (в баллах)

Группы детей

Оценка

Вероятность достижения цели

Способности, необходимые для достижения цели

Дети 4-5 лет

4,5

4,3

Дети 5-6 лет

4,6

4,2

Мальчики

4,7+

4,8+

Девочки

4,2+

4,0+

Примечания. 1. В таблице приведены средние индивидуальные оценки соответствующих факторов мотивации достижения успехов. 2. Различия в средних величинах, отмеченных знаком <+>, статистически достоверны (t = 2,06; р ? 0,05).

Объект исследования: дети старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного (8-10 лет) возраста, две группы по 12 человек. Предмет исследования: структура мотивации достижения успехов. Гипотезы: 1. Старшие дошкольники уже имеют четкое представление о том, что недостаток способностей можно компенсировать трудолюбием и настойчивостью, и эти два фактора   оцениваются   ими   раздельно.

  1. В отличие от детей старшего дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста будут придавать фактору настойчивости (старанию, трудолюбию) большее значение,  чем  способностям  (умению).
  2. В структуре мотивации достижения успехов старание (настойчивость, трудолюбие) и способности (умения) не будут коррелировать с уровнем развития мотива достижения успехов.
  3. В отличие от детей старшего дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста будут придавать фактору настойчивости (старанию, трудолюбию) большее значение,  чем способностям (умению).

Для проверки гипотез 1 и 2 детям предлагалось несколько заданий, выполняя которые они могли добиться успехов или же потерпеть неудачу. После выполнения заданий независимо от того, добился или не добился  ребенок  успеха,  ему  говорили:

  1. Как ты думаешь, почему одни задания ты  выполнил,  а  другие  не  выполнил?
  2. У тебя в процессе выполнения заданий возникли трудности. За счет чего ты их преодолел (или пытался преодолеть, если ребенок так и не выполнил соответствующее задание): за счет способностей (умений) или старания (трудолюбия, настойчивости)?
  3. Как ты думаешь, что более важно в выполнении этого и других заданий: старание (настойчивость) или умение (способности)?
  4. Оцени в баллах свое старание (настойчивость) и умение (способности). (Ребенку предлагалось свое старание и умение оценить по пятибалльной системе: 5 баллов - очень высокий уровень развития;  4 балла - высокий уровень развития; 3 балла - средний уровень развития; 2 балла - низкий уровень развития; 1 балл - очень низкий уровень развития.)
P2 Эти признаки взяты из схемы содержательного анализа рассказов испытуемых в известной проективной методике оценки мотива достижения успехов Д. Макклелланда и других.

Для проверки гипотезы 3 оценивалась сила мотива достижения успехов (по проективной методике <Запомни и воспроизведи рисунки> Р.С. Немова), далее показатели мотива достижения успехов сравнивались с показателями развитости умения и старания (по оценкам, данным самим ребенком) [P2].

Детям предлагалось выполнить три задания разной степени трудности: легкое, среднее и трудное. После выполнения этих заданий с каждым ребенком проводилась беседа, в ходе которой ему задавали следующие вопросы: 1. Какое из выполненных заданий оказалось для тебя самым легким и самым трудным? 2. За счет чего тебе удалось справиться с этими заданиями (выбери один из следующих вариантов ответов): за счет везения (<Случайно получилось так, что я справился с заданием>); за счет старания (<Я очень старался выполнить это задание>); за счет умения (<У меня есть способности для решения таких задач, я хорошо умею это делать>). В заключение выяснялись степень дифференциро-ванности ответов детей, а также различия в ответах детей разного возраста: дошкольников и младших школьников.

Прежде всего, отметим, что практически все дети, как старшие дошкольники, так и младшие школьники, правильно оценили степень трудности решаемых ими задач, что подтверждает верность первой гипотезы. Правильность второй гипотезы мы проверяли по ответам детей на второй вопрос. Полученные данные для задач разной степени трудности представлены в табл. 7.

Выводы
1. Стремление к достижению успехов и избежанию неудач появляется в раннем возрасте. В это время дети оценивают степень трудности решаемой задачи и соотносят с ней прилагаемые усилия. В младшем дошкольном возрасте дети могут оценить свои умения и связать с ними степень трудности решаемой задачи. В своих достижениях они различают то, что зависит от умений и прилагаемых усилий.

В старшем дошкольном возрасте появляется способность правильно оценивать вероятность достижения успеха в конкретной деятельности и ситуации. В младшем школьном возрасте в самооценках своих успехов детьми различается то, что зависит от умений, прилагаемых усилий и случайного стечения обстоятельств.

2. В процессе развития мотивации аф-филиации имеются следующие тенденции: возникновение неосознанного стремления к людям, не зависящего от оценок ребенком самого себя, людей и значимости установления с ними хороших взаимоотношений; стимулирование мотивации аффилиа-ции со стороны самооценки; возникновение других факторов мотивации аффилиа-ции, обусловленных оценками значимости установления хороших взаимоотношений с теми или иными людьми; учет отношения человека к себе. Из всех факторов, вносящих вклад в мотивацию аффилиации, раньше других формируется привязанность к людям. Выраженное чувство одиночества складывается, по-видимому, в раннем возрасте. Вероятность быть принятым или отвергнутым человеком, оценивается в возрасте не раньше 3-4 лет. Соотносить между собой затраты и выгоды, связанные с установлением хороших взаимоотношений с теми или иными людьми, ребенок оказывается в состоянии не раньше 5- 6 лет. Свою личную привлекательность как фактор аффилиации дети могут оценивать только в старшем дошкольном возрасте.

3. С возрастом меняется система факторов, оказывающих влияние на развитие мотива и мотивации достижения успехов у детей. Сначала появляется социально мотивированное поведение, а затем мотив и структурно развитая мотивация такого поведения. Неосознаваемое социально мотивированное поведение у детей возникает раньше, чем осознаваемое социально мотивированное поведение. В индивидуальной предметной деятельности мотивы, связанные с достижением успехов, обнаруживаются раньше, чем в групповой. Сначала в онтогенезе формируется мотив достижения успехов, а затем мотив избежания неудач. Открытое проявление мотивов достижения успехов и избежания неудач в групповой деятельности обнаруживается не раньше 3-летнего возраста.

4. Две разнонаправленные тенденции, соотносимые с мотивом аффилиации, - стремление к людям и боязнь быть отвергнутым - начинают складываться и формироваться у детей в разное время жизни. Негативная тенденция аффилиации (боязнь быть отвергнутым) появляется и развивается, как правило, после того как возникает позитивная мотивационная тенденция (стремление к людям).

Предполагалось, что выполнять первое, индивидуальное, задание будут сразу несколько детей, работая группами по 4-5 человек, поэтому данный вопрос задавался для того, чтобы выяснить, рассматривает ли ребенок совместную деятельность как соревнование с другими детьми и желает ли он выиграть это соревнование.

Литература

  1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (формирование и развитие). М., 2006.
  2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  4. Кошман Н.В. Формирование социально-психологических механизмов регуляции поведения в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
  5. Литвинова Г.В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003.
  6. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калининград, 1995.
  7. Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся // Детский психолог. 1996. № 12.
  8. Плотникова Ю.Е. Формирование действий оказания помощи у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
  9. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1993.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Ч. 1, 2. М., 1986.
  11. Юрковская С.С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калининград, 2004.
  12. Ярушкин Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1998.

Информация об авторах

Алтунина Инна Робертовна, доктор психологических наук, Профессор кафедры социальной психологии , Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, e-mail: mpsi@col.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6834
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 3129
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6