Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет 2230Назаренко В.В. АннотацияСтатья посвящена экспериментальному исследованию особенностей мотивационного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены различия в иерархической структуре мотивационной сферы детей 5, 6 и 7 лет по параметру доминирования одного из исследуемых мотивов (игровой, широкий познавательный и познавательно-учебный). Показано, что современные дошкольники 6 и 7 лет характеризуются слабовыраженной «внутренней позицией школьника». Ключевые слова: внутренняя позиция школьника, игровой мотив, широкий познавательный мотив, психологическая готовность к школе, старший дошкольный возраст, мотивация Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
Проблема психологической готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна. Снижение возраста начала обучения в школе до 6 лет в 80-е гг. XX в. привело к тому, что многие дети, поступавшие в школу, оказались к ней психологически не готовы, что проявилось в проблемах, связанных с обучением шестилеток. По данным наблюдений даже не все 7-летние дети оказываются готовыми к школьному обучению. А именно не готовые к школе дети чаще всего бывают невнимательны на уроке, выпадают из общей работы класса и нередко становятся отстающими [9]. Проблема психологической готовности к школе исследовалась в отечественной психологии в работах Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [16, 17], Е.Е. Кравцовой [9, 10], Н.И. Гуткиной [5, 6], Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова [13] и др. Готовность к школе определяется Н.И. Гуткиной как «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [6, с. 17]. Исследователями и практиками отмечается, что важным является уровень не только интеллектуального, но и личностного развития ребенка, в частности развития его мотивационной сферы. Мотивационный компонент готовности к школе исследовался в работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной и других. В исследованиях Л.И. Божович [1, 2, 4] было показано, что к концу старшего дошкольного возраста у ребенка впервые формируется «внутренняя позиция» — целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра —ведущая деятельность в дошкольном возрасте — перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у детей 6–7 лет появляется стремление занять новое, реально более взрослое, положение в жизни и осуществлять связанную с этим серьезную, социально значимую деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Общая психология | Кирнарская Д.К. Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|