Психологические особенности групповых правонарушений подростков

967

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей групповых правонарушений несовершеннолетних. Исследование осуществлялось с помощью анализа архивов комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в 2005–2006 годах на базе ФГУ «ГНЦ ССП им. В. П. Сербского Росздрава». При анализе полученных результатов были выявлены различия между правонарушениями, совершаемыми в группе и индивидуально. Они связаны с мотивацией самих противоправных деяний, особенностями группы, распределением в ней ролей отдельных участников и т. п. Полученные данные могут быть использованы для более глубокого изучения факторов, влияющих на совершение групповых правонарушений подростками.

Общая информация

Ключевые слова: особенности групповых правонарушений, групповые правонарушения, асоциальные группы, несовершеннолетние правонарушители, индивидуальные правонарушения, криминальная активность подростков

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дозорцева Е.Г., Логинова Е.В. Психологические особенности групповых правонарушений подростков // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 289–294.

Полный текст

Исследования, проводимые отечественными и зарубежными социологами и психологами, свидетельствуют об увеличении числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними в последние годы. Отмечается значительное «омоложение» преступности. С 1989 по 2000 годы количество несовершеннолетних, совершивших противоправные действия в возрасте от 16-17 лет, увеличилось на 55 %, до 14 лет - на 14,6 %. В некоторых субъектах Российской Федерации одна треть подростковых преступлений приходится на детей младше 13 лет.

По данным МВД, более 60 % противоправных деяний несовершеннолетних совершается в группе. До 2002 года в России постоянно увеличивалось число групповых правонарушений подростков. Несмотря на то, что уровень криминальной активности несовершеннолетних членов преступных сообществ за 2004-2006 годы стабилизировался и даже немного понизился по сравнению с 2002-2003 годами, он остается очень высокими и на сегодняшний день.

Все это обусловливает необходимость исследования проблемы детской и подростковой групповой преступности. Ее решение невозможно без изучения психологических особенностей правонарушений подростков в группе и вне нее. Анализ групп несовершеннолетних правонарушителей необходим еще и потому, что важно изучить механизмы их воздействия на подростка, выяснить, какие групповые феномены влияют на него положительно, а какие отрицательно.

Единого мнения относительно классификации групп несовершеннолетних правонарушителей среди иностранных и отечественных ученых нет.

Так, в большинстве американских криминологических исследований все преступные объединения подростков подразделяются на три группы, предложенные Р. Кло- уардом и Л. Оулином [Башкатов, 1993]:

1)   уголовная банда (criminal gang);

2)   конфликтная банда (conflict gang);

3)   эскапистская банда (retreatest gang).

Однако в психолого-педагогических исследованиях Л. Енсена (Jansan, 1966), Д. Стея (Stea, 1965) [Башкатов, 1993] чаще встречается другая типология групп делинквентных подростков: стихийные группы, автономные и патологические группы.

Отечественные ученые предлагают немало типологий различных групп в зависимости от уровня характеризуемых параметров. К. К. Платонов [Платонов, 1972] выделяет три признака группы: структура, форма деятельности, цели деятельности. В зависимости от уровня развития он выделяет группы-ассоциации, группы-корпорации, коллективы.

Кроме того, было сделано немало попыток классифицировать группы по характеру правонарушений, по степени деморализации правонарушителей и т. д. Ю. М. Антонян [Антонян, 1975] предлагает делить неформальные асоциальные объединения на: группы с антиобщественной организацией, неустойчивые преступные группы и устойчивые преступные группы.

А. Р. Ратинов [Ратинов, 1979] рассматривает особенности развития преступных групп через отношения и общение подростков внутри них. Он выделяет уровни развития и типологию криминогенных банд от аморфного состояния до преступной организации. Между этими крайними точками находятся группы-компании, группы-шайки и группы- банды.

В классификации И. П. Башкатова [Башкатов, 1993] учитываются как психологические, так и непсихологические показатели групп несовершеннолетних правонарушителей. На основе этих показателей он выделяет четыре вида групп несовершеннолетних правонарушителей:

1)   социально-нейтральные группы общения;

2)   предкриминальные, или асоциальные группы подражания;

3)   неустойчивые криминальные, или антиобщественные группы;

4)   устойчивые криминальные, или преступные группы.

Большое количество отечественных и зарубежных исследований посвящено социально-психологическим проблемам возникновения, развития и функционирования асоциальных групп подростков.

Среди многочисленных американских теорий, объясняющих рост и активность преступных групп, можно выделить два направления: социологическое и социально­психологическое.

Сторонники социологического направления в качестве методологического направления выдвинули теорию множественных факторов. Э. Сатерленд [Башкатов, 1993] выделяет физиологические, психопатологические факторы и факторы культуры, которые влияют на становление, развитие и функционирование групп.

Сторонники социально-психологического направления считают делинквентные группы непременным условием нормального общения и взаимодействия подростков с окружающим миром. Подобные группы рассматриваются учеными как прообраз организованных банд взрослых преступников. В группе несовершеннолетних правонарушителей происходит научение, побуждение и приспособление к делин­квентному поведению.

Ряд ученых - М. Гилди, Д. Глайдвелл, М. Кантор [Башкатов, 1993] и другие считают, что в основе «неприспособляемости» подростка лежат его личностные особенности: умственные, физические, психические, интеллектуальные и другие, которые мешают ему включиться в нормальную группу сверстников. Такой подросток уходит в делин­квентную группу, где удовлетворяет свои эмоциональные потребности.

Ф. Най (Nye, 1958), Л. Киркенделл, Б. Арт [Башкатов, 1993] и другие считают, что причины «неприспособленности» детей следует искать в нормальных группах, которые не могут создать подростку адекватные условия для адаптации в своей группе, в силу чего он вынужден искать признания в делин­квентной группе.

В России начало исследованиям механизмов зарождения группы и их влияния на личность положил В. М. Бехтерев (1908). К их числу он относил внушение, подражание, заражение, убеждение.

В 20-е годы Н. П. Белецкая (1926), В. С. Красуский, Д. Б. Макаровский (1928) [Башкатов, 1993] и другие, изучая социально-психологические особенности коллективов беспризорников, указывали на социально-экономические причины их возникновения: голод, тяжелые условия жизни, бездомность, отсутствие воспитательного воздействия.

И. П. Башкатов [Башкатов, 1993] в монографии «Психология групп несовершеннолетних правонарушителей» раскрывает некоторые социально-психологические проблемы возникновения, развития и функционирования групп несовершеннолетних правонарушителей. Он анализирует ряд условий, социально-психологических факторов и субъективных предпосылок, привлекающих подростков в асоциальные группы и способствующих консолидации разрозненных отчужденных личностей в единое целое. Им же описаны признаки и специфические черты таких групп, дана их классификация и характеристика.

Несмотря на существование большого количества работ, посвященных образованию и функционированию групп правонарушителей, до сих пор остаются неизученными психологические особенности правонарушений, которые совершаются в группе.

Мы предположили, что существуют различия между правонарушениями, совершаемыми подростками в группе и индивидуально.

Цель нашего исследования состоит в выявлении этих различий, определении психологических особенностей групповых правонарушений.

В качестве материала исследования выступили 144 подростка мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет, обвиняемые в совершении правонарушений, прошедшие комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу в стационаре Федерального государственного учреждения

291 «Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Им инкриминируются убийства, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, изнасилования, кражи, мошенничество, грабежи, разбои, хулиганство или незаконное приобретение, хранение, изготовление и распространение психотропных веществ или наркотических средств.

В процессе исследования мы проанализировали архив экспертиз, проведенных в 2005-2006 годах. Были выделены две выборки. В первую вошли подростки, совершившие правонарушения в группе (70 человек), во вторую - сделавшие это индивидуально (62 человека).

При сопоставлении полученных результатов для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок, в которых были зарегистрированы интересующие нас особенности, был использован критерий ф* - угловое преобразование Фи­шера (таблица).

В целом анализ данных показывает, что независимо от характера преступления несовершеннолетние совершают противоправные действия большей частью небольшими (от 2 до 6 человек) разновозрастными группами. Этот факт можно объяснить тем, что подростки легче, чем взрослые, устанавливают межличностные контакты, образуют неформальные группы. В состав таких групп чаще входят мальчики, девочки включены в них гораздо реже.

Немаловажным является влияние алкоголя и наркотиков на поведение подростков. Из материалов экспертиз следует, что 52,1 % подростков, по их словам, находились в состоянии сильного алкогольного опьянения или под действием наркотических и токсичных веществ в момент совершения правонарушения.

При сравнении категорий подэксперт­ных, совершивших правонарушения в группе и вне нее, были выявлены особенности групповых и индивидуальных противоправных деяний. Индивидуально подростки чаще, чем в группе, совершают агрессивно-насильственные правонарушения, такие как убийства и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего. В большинстве случаев эти действия не готовятся заранее и связаны непосредственно с ситуацией, возникшей в результате общения и конфликта подростка с жертвой.

Правонарушения, совершаемые в группе, неоднородны по характеру. Процент групповых имущественных и насильственно-имущественных правонарушений значительно больше, чем среди противоправных деяний, совершенных индивидуально. Это может быть связано с тем, что кражи, разбойные нападения и другие преступления имущественного характера, как правило, заранее спланированы, и каждый член группы заранее знает свои обязанности. Помимо этого, среди групповых правонарушений встречаются преступления, связанные с приобретением, хранением, изготовлением и переработкой наркотических средств или психотропных веществ. Этот факт указывает на решающее влияние группы на личность подростка в процессе распространения и хранения психоактив­ных веществ.

Характер правонарушений

Доля в группе, %

Доля индивидуально, %

ф* эмпирическое

Уровень значимости (p)

Агрессивно-насильственные

42,86

72,58

3,51

0,00

Имущественные

28,57

16,13

1,71

0,044

Насильственно-имущественные

25,71

11,29

2,16

0,015

Употребление и распространение психоактивных веществ

2,86

0,00

1,78

0,038

 

Отдельно можно выделить категорию несовершеннолетних, совершающих правонарушения, различные по своему характеру, независимо от того, находятся ли они в группе или нет (12 человек - 8,3 %). Таким подросткам обычно инкриминируется сразу несколько деяний различной степени тяжести. В таких случаях следует говорить о влиянии группы как об одном из многих факторов, как внешних, так и внутренних (в которые в том числе включаются психические расстройства), одновременно и совокупно влияющих на личность подростка.

Результаты исследования свидетельствуют, что даже подростки, совершающие преступление в одиночку, почти всегда связаны с нездоровой микросредой, которая одобряет их поведение и способствует совершению правонарушения. Эта среда может быть представлена как асоциальной компанией подростка, так и его собственной семьей.

Подводя итоги, можно сказать, что у правонарушений, совершаемых подростками в группе, есть свои психологические особенности. Они связаны с мотивацией самих правонарушений (чаще имеющей корыстный характер), особенностями группы, распределением в ней ролей отдельных участников, особенностями их взаимовлияния и т.п. Дальнейшее более глубокое изучение факторов, влияющих на специфику групповых противоправных деяний подростков, будет способствовать профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Литература

  1. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.
  2. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (Социально-психологические особенности). М., 1993.
  3. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
  4. Ратинов А. Р., Лукашевич В. Г. Личность в преступной группе. М., 1979.
  5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.

Информация об авторах

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Логинова Елена Валерьевна, Организует научные мероприятия для студентов, аспирантов и молодых ученых, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3833
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 967
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4