Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России

600

Аннотация

Цель статьи – рассмотрение некоторых методических вопросов, возникающих при использовании в практической деятельности опросника Д. Басса "События и факты, оказывающие влияние на статус и репутацию", а также тем ответам, которые можно получить с помощью статистического анализа накопленной в течение пяти лет базы индивидуальных профилей. Наиболее важными вопросами в этой связи являются следующие: 1) валидность и надежность шкал опросника; 2) устойчивость шкал к временному параметру, измеряемая с помощью тест-ретестового исследования. Настоящий опросник не имеет аналогов в мировой психологической практике, впервые использовался в отечественной психологии и представляет значительный интерес для использования в деятельности практического психолога.

Общая информация

Ключевые слова: валидность, надежность, факторный анализ, апробация опросника, психодиагностический инструмент, статусное поведение, выборка, тест-ретестовое исследование

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кочетова Т.В. Актуальные вопросы применения опросника Д. Басса "События и факты, влияющие на статус и репутацию" в России // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 38–47.

Фрагмент статьи

... Этот опросник был создан автором в начале 90-х гг. ХХ века и предназначался для исследования стратегий статусного поведения, используемых представителями обоих полов. В 1998 г. англоязычная версия опросника была получена нами с целью перевода и апробации данного психодиагностического инструмента в России.

В основе данного опросника лежит функциональная модель индивидуальных различий в стратегиях социального поведения [5, с. 121–137]. Согласно данной модели, имеется определенное количество тактических приемов статусного поведения, комбинации которых выступают как интегральные характеристики стратегических поведенческих особенностей.

Тест включает в себя 216 утверждений, содержащих представления (обобщенные конструкты) о различных событиях и фактах в жизни индивида, оказывающие влияние на его положение в обществе. Это позволяет исследовать экспектации, которые «носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер» [4, с. 403] относительно универсальных проявлений статусности и, тем самым, определить вероятностный характер его статусного поведения в различных социальных ситуациях.

Опросник дает возможность также точно оценивать степень влияния (дифференцированная система оценки каждого пункта от –4 до +4) отдельных психодинамических свойств (например, эмоциональной устойчивости), свойств личности (общительности, социального доминирования и др.), а также различных средовых параметров (например, уровня образования, материального благополучия и др.), на статусное поведение мужчин и женщин. Это позволило получить значения по различным проявлениям «статусности», на основании которых могут быть вычислены показатели 23 тактических приемов, определяющих тип стратегий статусного поведения. Этот инструмент не имеет аналогов в мировой психологической практике и впервые использовался в отечественной психологии, а потому может представлять значительный интерес в деятельности практического психолога.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы рассмотреть некоторые методичесские вопросы, которые могут возникать при использовании в практической деятельности данного теста. Такая работа проделана нами с помощью статистического
анализа накопленной в течение пяти лет базы индивидуальных профилей.

Наиболее важными вопросами в этой связи являются следующие:

  • валидность и надежность шкал опросника;
  • устойчивость шкал к временному параметру, измеряемая с помощью тест-ретестового исследования1.

Ответы на эти вопросы дают результаты статистического анализа, проведенного на материале 562 индивидуальных профилей. В данную выборку вошли представители коммерческих организаций – 24,3%, государственные служащие – 17,6 %, студенты различных вузов – 41,2 %, представители рабочих специальностей и временно неработающие –16,9 %, проходивших тестирование с 2003 по 2006 г. Возраст испытуемых 17–56 лет, половой состав выборки: 327 женщин, 235 мужчин.
Исследование проводилось в два этапа. ...

Литература

  1. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987.
  2. Кочетова Т. В. Некоторые теоретические представления о стратегиях поведения в контексте индивидуализации обучения // Социально-психологические проблемы образования. Вып. 3. М.: МГППУ, 2005.
  3. Кочетова Т. В. Стратегии статусного поведения: анализ структуры, стабильности и характера взаимосвязей с индивидуально-психологическими свойствами // Журн. прикладной психологии. 2006. № 4.
  4. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  5. Buss D. M. Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. West Sussex, England, 1993.

Информация об авторах

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3164
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 600
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2