Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (49) / 2008 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога 2466

|

Пряжников Н.С.
доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия

Ожогова Е.Г.
аспирантка факультета психологии, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

Аннотация

Целью предлагаемой статьи является исследование механизма и основных причин, провоцирующих профессиональные стрессы и синдром «эмоционального выгорания» в деятельности педагогов, а также выделение основных стратегий выхода из провоцирующих стрессы ситуаций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Сложность и недостаточная изученность «психического выгорания» не позволяет на сегодняшний день дать ясное представление о закономерностях возникновения и развития данного явления [3]. Синдром «психического выгорания» характерен для представителей «социономических» профессий, деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми. Наиболее уязвимой профессиональной группой выступают работники сферы образования (педагоги, воспитатели, преподаватели колледжей и вузов) [2, 3, 7, 9, 12].

Основываясь на анализе литературы, можно выделить три группы детерминирующих факторов «психического выгорания»:

  1. индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);
  2. организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д.);
  3. особенности профессиональной деятельности и требования профессии.

О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно. Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только психического «сгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной [9]....

Литература
  1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь.
    СПб., 1998.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  3. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  4. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3.
  5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 6.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
  7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
  8. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. Учеб. пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании. – Книга третья). Авторское издание. М., 2004.
  9. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический
    журнал. Т. 23. 2002. № 3. 
  10. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1.
  11. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к
    хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 2.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика