Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Разработка и апробация диагностического опросника "функции автобиографической памяти" 1651

Василевская К.Н., научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена разработке и апробации опросника, направленного на выявление функций автобиографической памяти личности. Проанализированы две зарубежные методики (RFS и TALE) и предложен альтернативный вариант построения опросника, который состоит из 22 вопросов, представляющих собой жизненные ситуации, провоцирующие обращения к автобиографической памяти и включает 5 шкал. Проведенная на выборке из 250 взрослых испытуемых проверка показала его высокий уровень валидности и репрезентативности. Приводятся и обсуждаются данные о гендерных и возрастных различиях.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Оба опросника включают в себя перечень прямых вопросов (43 и 30 соответственно). Существенным ограничением данных методик является требование высокого уровня рефлексии от испытуемого, а также игнорирование возможного вмешательства механизмов мотивации и социальной желательности. При попытке адаптации данных опросников для русскоязычной выборки обнаружилась реакция отторжения испытуемых в отношении некоторых пунктов (например, связанных с подготовкой к смерти).

По нашему мнению, более целесообразным является такой способ построения опросника, при котором испытуемому предлагаются варианты обращения к воспоминаниям в реальных жизненных ситуациях. Мы поставили перед собой цель создать опросник для выявления функционального профиля АП. Задачи исследования – разработка, апробация и проверка опросника (доказательство репрезентативности, надежности и валидности новой методики).

Методика

В первой части исследования (разработка) приняли участие 37 испытуемых в возрасте 21–64 года (ср. = 36,57, ст. откл. = 11,56, распределение не отличается от нормального). В основной части исследования приняли участие 213 человек (68 мужчин и 145 женщин). Возраст испытуемых 17–86 лет (ср. знач. = 34,5 лет, ст. откл. = 15,36; асимметрия и эксцесс не превышают |1|). Обработка проводилась с помощью стат. пакета SPSS 11.0.

В первую версию материала методики вошло 60 пунктов, которые были оценены экспертами как соответствующие саморегуляционной, коммуникативной или прагматической [6] функциям АП. Испытуемому предлагалась конкретная жизненная ситуация и возможный способ обращения к ресурсу автобиографической памяти. Например, в затруднительной ситуации можно использовать рассказ о прошлом для установления социального контакта (коммуникативная функция), поднять себе настроение, вспомнив какой-то забавный случай (саморегуляционная функция), или вспомнить удачный опыт преодоления аналогичной ситуации (прагматическая функция). Ситуации были подобраны таким образом, чтобы они были достаточно реалистичными, но при этом требующими сознательных усилий для нахождения решения. Тематика ситуаций затрагивала различные сферы жизни: семья, работа, досуг, преодоление препятствий, выбор. ...

Литература
  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
  3. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006.
  6. Эльконин Д.Б. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика