Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Модели корпоративной культуры вузов 1473Погодина А.В. Крылова С.Д. АннотацияВ статье рассматриваются особенности корпоративной культуры вузов разного этнического состава и длительности существования. Использованные методики позволяют связать преобладающий тип корпоративной культуры вуза с уровнем учебной мотивации студентов. В исследовании выдвигается гипотеза о существовании единой универсальной модели корпоративной культуры вуза, не зависящей от межкультурных особенностей. Ключевые слова: корпоративная культура, учебная мотивация, этнический состав, ВУЗ Рубрика: Социальная психология Фрагмент статьи
... Особый интерес имеет исследование корпоративной культуры применительно к вузу. Значение корпоративной культуры здесь трудно переоценить: она дает возможность сотрудникам идентифицировать себя с учреждением высшего профессионального образования, успешно адаптироваться к системе норм и ценностей вуза новым сотрудникам, формирует стандарты поведения людей и ответственность за их соблюдение. Необходимость изучения корпоративной культуры вуза обусловлена также и тем, что данный феномен реален и имеет большое влияние на отдельного человека, вуз как организацию и общество в целом. Корпоративная культура, как в случае предприятия, так и в случае вуза, обеспечивает более эффективную деятельность своей организации, а также – и это главное предназначение корпоративной культуры в вузе – участвует в формировании человеческого капитала студентов – будущих специалистов. Необходимость изучения культурных особенностей корпоративной культуры вуза обусловлена и тем, что в современном обществе происходят активные и многоуровневые межкультурные контакты. Благодаря знаниям о межкультурных различиях, в том числе и о различиях корпоративной культуры, мы смотрим на мир шире и терпимее относимся к культурному своеобразию других людей, получаем представление, как улучшить взаимоотношения с другими людьми, и осознаем воздействие собственной культуры на нас. Итак, в целом все вышеобозначенное показывает, что существует необходимость теоретического и практического изучения феномена корпоративной культуры вуза и ее культурных особенностей. Изучение организационной и образовательной системы университетов как самостоятельное направление исследований оформилось к 60–70-м годам прошлого века. Она сформировалась как самостоятельное научное направление благодаря публикациям таких видных ученых как М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Веблен, А. Злозовер и др. Университетская корпорация рассматривается в этих работах как одно из звеньев социальной системы, способствующей укреплению социального порядка, интеграции и равновесия. Одной из наиболее известных публикаций этого периода является работа А. Злозовера «Университеты и академические системы в современном обществе». Однако на данный момент вуз остается слабо изученной с точки зрения теоретического и практического менеджмента организацией. Научное и практическое направление исследований под условным названием «Университетский менеджмент» еще только формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента не всегда применимы, поскольку условия существования образовательной системы на Западе и России разные. Корпоративность вуза сегодня – это определенные критерии, факторы, показатели, традиции, объединяющие всех людей, осуществляющих свою деятельность в университете и преданных ему, независимо от университетского статуса. Успех подобных университетов заключается, прежде всего, в научно-исследовательском характере этих образовательных корпораций, которые предлагают наиболее конкурентоспособные программы. Корпоративную культуру вуза можно определить как совокупность основных предположений, ценностных ориентаций, ожиданий, норм, символики, традиций и других общих для всех людей в организации ценностей, лежащих в основе всех внутривузовских отношений, в том числе между студентами и преподавателями. ... Литература
Статьи по теме
Психология личности, Социальная психология | Харарбахова М.А., Мусатова О.А., Шпагина Е.М. Несмеянова Р.К., Липатов С.А. Цой Л.В., Кулагина И.Ю. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников Воронкова И.В., Лагутина Е.Н., Адаскина А.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|