Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 26–36
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, социальная активность, студент, педагогическое училище, система ценностей
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шакирова Э.Ф. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 26–36.
Полный текст
Формирование социально активной, инициативной, творческой личности является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Практика исследований показывает, что проблема социальной активности в последнее время особо востребована для студентов гуманитарных профессий, в том числе педагогов. Открытая социальная среда оказывает не всегда положительное воздействие на своих субъектов, особенно если они юного возраста. Для решения данной проблемы в современной ситуации востребован активный, уверенный в себе педагог, способный принимать решение, брать на себя ответственность за осуществление выбора.
В научной литературе представлены три основных подхода к определению понятия «социальная активность»: во-первых, социальная активность - это сверхнормативная, инициативная, творческая деятельность, самодеятельность [Общественная активность молодежи, 1970], [Ануфриев, 1969], [Бехтерев, 1996]; во-вторых, социальная активность рассматривается как поведение личности [Маралов, 1990], [Мальковская, 1988]; в-третьих, социальная активность - это черта, свойство, интегративное качество личности [Карпенко, 2005], [Бехтерев, 1996]. В основу определения сущности этого феномена в нашем исследовании положено последнее. Придерживаясь системного подхода, формирование социальной активности личности мы рассматриваем как целостную систему, обладающую интегративными свойствами и состоящую из взаимосвязанных, функционально единых компонентов.
Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.
Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [Мудрик, 2003]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С. И. Карпенко [Карпенко, 2005] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации - адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:
• фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;
• фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;
• фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.).
При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.
Анализ научной литературы [1-3], [Мальковская, 1988] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:
• индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;
• гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;
• оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;
• отношение к общественно-значимой деятельности.
Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) Москвы.
Предмет исследования - социальная активность современной студенческой молодежи.
Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.
Гипотезой нашего исследования стало предположение, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач:
1) изучить основные характеристики социальной активности студентов педагогического колледжа № 5, обучающихся по специальностям 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050704 «Дошкольное образование», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;
2) изучить основные характеристики социальной активности студентов социальнопедагогического колледжа МГППУ, обучающихся по специальностям 050711 «социальная педагогика» и 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», выявить у респондентов особенности и специфику составляющих социальной активности как интегративного качества личности;
3) сравнить и выявить общие и специфические особенности основных составляющих социальной активности студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Методика
Для проведения исследования была разработана анкета, включающая блоки вопросов, посвященных изучению составляющих социальной активности как интегративного качества личности, а также отдельные вопросы о возрастных, половых и социальных характеристиках респондентов. При изучении составляющих социальной активности использовались:
• шкала ценностных установок студентов педагогических колледжей, которая позволяет выявить личностно- и социально-значимые ценности студентов. Оценка наличия ценностей предлагалась также по пятибалльной шкале, ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;
• шкала оценки качеств личности, составляющих основу социальной активности, которая нацелена на определение гуманистических, деловых и гражданских качеств студентов. Студентам был предложен блок вопросов, где необходимо оценить в баллах обладание тем или иным качеством личности. Применялась балльная шкала оценок от 1 до 5, где 1 балл - наименьшая степень присутствия качества, а 5 баллов - высокая степень обладания качеством. Ответы ранжированы по среднему баллу для каждой из предложенных позиций;
• шкала оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно-значимой деятельности;
• шкала удовлетворенности получаемой специальности и предпочитаемых мест работы, которая позволяет проследить успешность профессионального самоопределения студентов, а также выявить жизненные планы после окончания колледжа.
Разработанная анкета была проведена в ходе пилотажного (пробного) исследования на понятность вопросов и надежность ответов. Генеральную совокупность исследования составили студенты педагогических колледжей Москвы. Выборочную совокупность составили студенты двух учебных заведений:
1) социально-педагогического колледжа МГППУ (группа 1). Число опрошенных - 58 учащихся, средний возраст 18,5 лет; 20,7 % - юношей; 79,3 % - девушек; число обучающихся по специальности 050711 «социальная педагогика» составило 70,7 %, по специальности 050718 «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - 29,3 %;
2) педагогического колледжа № 5 (группа 2). Число опрошенных - 43 студента, средний возраст 18 лет; 9,3 % - юношей; 90,7 % - девушек; число обучающихся по специальности 050709 «преподавание в начальных классах» составило 67,4 %, по специальности 050704 «дошкольное образование» - 32,6 %.
Общий план выборки позволяет анализировать выраженность ценностных предпочтений учащихся, качеств личности, а также отношения к социальной действительности и общественно-значимой деятельности.
Результаты и их обсуждение
Среднегрупповые значения ценностных установок студентов педагогических колледжей имеют незначительные различия (рис. 1). Распределение ответов респондентов по ценностным установкам показывает весьма высокий уровень ориентации в обеих группах на ценности личностного плана. Меньше всего студенты придают значение социально значимым ценностям: социальному равенству, общественному признанию и особенно такому качеству как служение людям.
Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточной значимости социально-значимых ценностей в сознании учащихся педагогических колледжей.
Деловые личностные качества специалистов являются составляющей социальной активности и необходимы как в профессиональной деятельности, так и для становления и самосовершенствования личности. Оценка наличия деловых качеств предлагалась по пятибалльной шкале, как и в предыдущем случае, ответы ранжировались по среднему балу. Исследование деловых качеств студентов сопоставляемых групп представлено в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения деловых личностных качеств у студентов педагогических
колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества |
Средний балл |
|
|
Группа 1 (средний балл) |
Группа 2 (средний балл) |
Трудолюбие |
3,56 |
3,79 |
Творческое отношение к работе |
3,56 |
4,16 |
Целеустремленность |
3,91 |
4,16 |
Принципиальность |
3,81 |
3,79 |
Организованность |
3,65 |
3,48 |
Инициативность |
3,43 |
3,90 |
Настойчивость |
3,77 |
4,23 |
Энергичность |
4,05 |
4,42 |
Самостоятельность |
4,06 |
4,25 |
Порядочность |
4,32 |
4,46 |
Как видно из полученных ответов, самооценка деловых качеств достаточно высока, а «разброс» от самой высокой до самой низкой оценки не очень большой, т. е. все перечисленные качества присущи студентам практически в одинаковой степени. Исключением здесь можно считать лишь параметр «творческое отношение к работе», где студенты двух групп показали наибольшее расхождение в баллах. Следует отметить, что в целом оценка своих деловых качеств может быть завышенной, однако некоторую объективность можно наблюдать в распределении качеств, получивших одинаково последние ранговые места в сравниваемых группах: организованность, трудолюбие, инициативность. Данные качества являются составляющими социальной активности молодого специалиста и требуют особого внимания при организации воспитательной работы с учащимися.
В качестве следующей составляющей социальной активности личности нами были выделены гуманистические качества (табл. 2). Необходимо отметить, что достаточно высокая степень представленности данных качеств, также как и деловых, является важным условием для жизненной и профессиональной реализации личности, проявления позитивной социальной активности.
Таблица 2
Средние значения гуманистических качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества |
Средний балл |
|
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Честность |
4,24 |
4,20 |
Справедливость |
4,25 |
4,41 |
Доброжелательность |
4,03 |
4,46 |
Доверие к другим |
3,31 |
3,81 |
Общительность |
4,18 |
4,42 |
Терпимость |
3,58 |
3,65 |
Чуткость, внимательность |
3,93 |
4,23 |
Ответы студентов показали весьма высокий уровень сформированности гуманистических качеств, однако здесь, так же как и в предыдущем случае, не исключается завышенная самооценка и стремление принимать желаемое за действительное. Результаты сравнения показывают лишь небольшие расхождения баллов по показателям «доверие к другим» и «доброжелательность».
Исходя из тех же самых позиций, что и в предыдущих вопросах, были изучены гражданские качества, присущие студентам колледжей (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения гражданских качеств у студентов педагогических колледжей (по пятибалльной шкале)
Качества |
Средний балл |
|
Группа 1 |
Группа 2 |
|
Самоотверженность |
3,03 |
3,46 |
Требовательность к себе |
3,74 |
4,0 |
Гражданское мужество |
3,08 |
3,51 |
Самокритичность |
4,03 |
3,83 |
Общественная активность |
3,32 |
3,72 |
Патриотизм |
3,63 |
3,86 |
Уважение прав и свобод других людей |
3,96 |
3,67 |
Готовность постоять за других |
3,91 |
4,30 |
Гражданская совесть, порядочность |
3,68 |
3,97 |
Как видно из табл. 3, уровень самооценки гражданских качеств несколько ниже гуманистических и деловых, что можно объяснить трансформацией общественного сознания (современное гражданское общество только набирает силу) и переоценкой приоритетов современной молодежи. При этом следует отметить, что высокий уровень сформированности гражданских качеств и ценностей призван помочь современному молодому человеку свободно ориентироваться в ценностях общественной гражданской жизни в современном обществе, чтобы реализовать свой гражданский потенциал как личности.
Сравнительный анализ показал небольшие расхождения по показателям «самоотверженность» и «гражданское мужество»: учащиеся группы 2 уделяют данным гражданским качествам большее внимание. Расхождения по остальным качествам весьма незначительные.
Следующим этапом исследования стало изучение оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно значимой деятельности. В табл. 4 представлена активность студентов в различных общественных мероприятиях, как правило, не связанных с учебным процессом.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в следующих мероприятиях?», %
Мероприятия |
Группа 1 |
Группа 2 |
Внутренние конференции колледжа |
74,1 |
69,8 |
Организация праздников, вечеров |
74,1 |
86,0 |
Политические секции, митинги |
51,7 |
20,9 |
Спортивные соревнования |
74,1 |
76,7 |
Заседания студенческого совета |
31,0 |
48,8 |
Субботники |
91,4 |
79,1 |
Результаты сравнения показывают равномерное высокое распределение участия в таких мероприятиях как спортивные соревнования, организация праздников и участие во внутренних конференциях колледжа. Особого внимания заслуживают достаточно низкие показатели участия студентов обеих групп в заседаниях студенческого совета, что говорит о необходимости усиления целенаправленной работы учебных заведений в этом направлении.
Оценка уровня участия студентов сравниваемых групп в общественной жизни учебного заведения показала более высокий результат у студентов группы 2 - 74,4 % (студенты группы 1 составили 58,6 %).
Студентам, участвующим в обществен- предпочитаемых видах деятельности ной жизни колледжа, был задан вопрос о (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «В какой общественной жизни колледжа Вы участвуете?»,%
Мероприятия |
Группа 1 |
Группа 2 |
Патриотические мероприятия |
3,4 |
18,6 |
Общеколледжные мероприятия |
60,3 |
76,7 |
Волонтерское движение |
12,1 |
13,9 |
Политические акции |
3,4 |
— |
Студенческое самоуправление |
24,1 |
39,5 |
Другие виды деятельности |
1,7 |
4,7 |
По данному вопросу наблюдается ориентация обеих групп на традиционные об- щеколледжные мероприятия (турслеты, посещение театра, выставок и др.). Достаточно низки показатели по патриотическим мероприятиям, хотя здесь наблюдается незначительное доминирование участия студентов группы 2. Низкие показатели также наблюдаются по вопросам участия в волонтерском движении и политических акциях. В целом можно отметить невысокую активность студентов в общественной жизни колледжа.
Одним из показателей социальной активности личности является ее позиция по отношению к событиям общественно-политической жизни страны. Анализ табл. 6 позволяет сделать вывод, что учащиеся колледжей по-разному проявляют свою позицию лишь по одному показателю: «имею свою точку зрения, но предпочитаю ее высказывать, не борясь за нее». Наибольшее количество выборов здесь наблюдается у студентов группы 1 (41,4 %), остальные позиции находятся примерно в равных соотношениях.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Имеете ли Вы позицию по отношению к событиям общественно-политической жизни России?», %
Позиция |
Группа 1 |
Группа 2 |
Имею свою точку зрения и отстаиваю ее везде |
20,7 |
25,6 |
Имею свою точку зрения, но предпочитаю ее высказывать, не борясь за нее |
41,4 |
20,9 |
Имею свое мнение, но не высказываю его |
|
|
Мнение еще не сложилось |
24,1 |
34,9 |
Предпочитаю не иметь своего мнения |
12,1 |
18,6 |
На рис. 2 представлены результаты гордитесь как гражданин своей ответов на вопрос: «Чем Вы более всего страны?».
Изучение гражданских ценностей (ценностных предпочтений в сфере гражданской жизни) в группах показало, что гражданскую гордость студенты испытывают, прежде всего, в связи с достижениями предыдущих поколений (гордость славным историческим прошлым - более 60 % в двух группах). Вместе с тем в системе гражданских ценностей студентов определенное место занимают духовные ценности (гордятся богатым культурным наследием порядка 50 % респондентов в двух группах). В то же время по данному показателю наблюдается сравнительно большое расхождение. Следует подчеркнуть, что в целом система гражданских ценностей студентов группы 1 значительно ниже сравниваемой группы.
Результаты удовлетворенности специальностью в исследуемых группах представлены на рис. 3.
Результаты исследования показывают разницу между двумя группами студентов, но очень незначительную. Так, не удовлетворены своей специальностью 8,6 % респондентов группы 1 и 7,0 % группы 2; больше половины опрошенных студентов совершенно или в основном удовлетворены специальностью (группа 1 - в среднем 57 %, группа 2 - 60,4 %). Необходимо отметить, что на самоопределение в профессиональной сфере могут влиять как субъективные, так и объективно-субъективные факторы. Подобного рода факторы, влияющие на неудовлетворенность специальностью (в исследовании порядка 40 % в двух группах), по-видимому, являются представления о неперспективности профессии, изначально неверный выбор профессии, несоответствие своих возможностей и личностных особенностей с требованиями профессии. Здесь уместно обратиться к анализу ответов молодежи на вопрос о предпочитаемых местах работы (табл. 7).
Таблица 7
Предпочитаемые места работы, %
Место работы |
Группа 1 |
Группа 2 |
Государственное предприятие |
37,9 |
51,2 |
Частная фирма |
36,2 |
32,6 |
Индивидуальный бизнес |
15,5 |
11,6 |
Не буду работать |
3,4 |
— |
Работа за рубежом |
6,9 |
4,7 |
Судя по доминирующей ориентации на государственные предприятия, можно предположить, что многие студенты ориентированы на профессиональную деятельность, при этом процент таких студентов совпадает с показателями удовлетворенности специальностью. Разница ответов групп наблюдается относительно приоритетности работы на госпредприятии: в группе 2 этот показатель значительно выше - 51,2 %, по сравнению с группой 1 - 37,9 %.
Таким образом, полученные результаты подтверждают предположение, что обследованные группы студентов педагогических колледжей характеризуются относительно одинаковой представленностью составляющих социальной активности. Небольшие расхождения наблюдаются в уровне участия студентов в общественной жизни колледжа (шкала оценочно-эмоционального отношения студентов к явлениям социальной действительности и участия в общественно-значимой деятельности). Данный факт можно объяснить скорее особенностями учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, нежели существенными различиями в структуре личности студента, так как о последнем свидетельствует примерно одинаковая представленность качеств личности в двух группах.
Выводы
В ходе исследования изучены основные характеристики и специфика составляющих социальной активности как интегративного качества личности учащихся системы среднего профессионального образования.
Проведено сравнение и выявлены общие и специфические особенности основных составляющих социальной активности студентов колледжей.
Результаты исследования позволяют сделать выводы, что организуя целенаправленную работу по формированию социальной активности студентов, надо обратить внимание на следующие моменты:
• формирование социально значимых ценностей личности;
• развитие организованности, трудолюбия и инициативности, что является важными составляющими деловых качеств молодого специалиста;
• воспитание гражданских качеств, оказание помощи и поддержки в гражданском самоопределении личности;
• повышение уровня участия в общественной жизни колледжа, особенно в студенческом самоуправлении и различных видах внеучебной деятельности (патриотических мероприятиях, волонтерском движении и т. д.).
Полученные результаты позволяют выбрать данные группы в качестве экспериментальной и контрольной для организации формирующего эксперимента. Дальнейшее изучение социальной активности студентов среднего профессионального образования позволит спрогнозировать различные уровни социальной активности студентов и осуществить формирование данного интегративного качества во вне- учебной деятельности колледжа.
Литература
- Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. М., 1969.
- Бехтерев В. Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие. Красноярск, 1996.
- Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография. М.: Социум, 2001.
- Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной
активности школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. - Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
- Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2003.
- Общественная активность молодежи / Сост. В. Г. Мордкович. М.: Молодая гвардия, 1970.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1907
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 871
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0