Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9264Новости 1835Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Развитие «Образа Я» у воспитанников дома ребенка в первые три года жизни 2191Авдеева Н.Н. АннотацияВ статье представлены результаты исследования развития «образа Я» в младенческом и раннем возрасте у воспитанников дома ребенка в сравнении с семейными детьми. Изучение проводилось с помощью батареи методик, позволяющих фиксировать следующие особенности: восприятие зеркального отражения, узнавание себя на фотографии, проявление чувства собственности, половой идентификации, сопереживания, умение влиять на поведение другого человека, отношение к себе. Было установлено, что у детей из дома ребенка наблюдается существенное отставание в развитии основных компонентов «образа Я»: «отношения к себе» и «представления о себе». Делаются выводы о том, что отсутствие полноценного личностно-ориентированного общения с взрослыми на первом году жизни затрудняет формирование субъектности, стержневого образования в структуре «образа Я»; в раннем возрасте у воспитанников дома ребенка, по сравнению с детьми из семьи, нарастает отставание в формировании представлений о себе, своих возможностях и способностях. Ключевые слова: сирота, семья, образ Я, самоотношение, представление, будущее, взаимодействие, общение Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
... Во втором полугодии жизни к радостной улыбке, возникающей сразу после «взгляда в глаза», у детей, растущих в семье, присоединяются певучее гуление, тихие радостные звуки, адресованные своему отражению. У воспитанников дома ребенка во втором полугодии жизни улыбка появлялась только на руках у взрослого и лишь после улыбок, адресованных отражению взрослого, и контакта глазами с его отражением. К концу первого года жизни дети из семьи при «взгляде в глаза» своему отражению совершают много разнообразных действий перед зеркалом: гримасничают, размахивают руками, качают головой и т. п., играя со своим меняющимся отраже-нием и получая от игры откровенное удовольствие. Воспитанники дома ребенка также совершают действия перед зеркалом, но они не имеют характера веселой раскованной игры, являясь по своему содержанию робкими попытками соотнесения реальных движений с наблюдаемыми в зеркале. Таким образом, у детей из семьи на протяжении первого года жизни взгляд в глаза своего отражения развивается по таким параметрам как длительность, интенсивность, сопровождающие эмоции и личностно (себе самому) адресованные действия перед зеркалом, при сокращении латентного периода последующих положительных экспрессий, сочетаясь со стабильным положительным отношением к себе. У воспитанников дома ребенка этой линии развития нет. Сходство с семейными детьми в первом полугодии жизни сменяется расхождением во втором и становится резко заметным к концу первого года. Расхождение выражалось, прежде всего, в эмоциональном сопровождении контакта глазами: исчезновении во втором полугодии жизни улыбок, появлении смущения, застенчивости, недоумения, проявлениях неприятного удивления и даже испуга при взгляде на свое зеркальное отражение. Взгляд в глаза становится коротким, боязливым или амбивалентным – робким и застенчивым при непременном возвращении к зеркалу, чтобы снова как бы украдкой на себя посмотреть. ... Литература
Статьи по теме
Психология здоровья, Психология личности | Бандура О.О., Усова А.В. Особенности самоотношения женщин, переживших насилие в детском возрасте Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. Психология личности, Психология развития | Ярощук И.В. Семейная психология | Коваленко Т.Н., Иванова П.А., Кучукова Н.Ю., Родькина О.И. Субъективный образ семейной жизни в представлениях молодых супружеских пар Юридическая психология | Вартанян Г.А., Горбатов С.В., Муртазина И.Р. Особенности Я-концепции женщин, занимающихся коммерческим сексом |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|