Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества 1575

Юркевич В.С., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена работе с одаренными детьми в контексте общей задачи повышения потенциала нации. Для объяснения причин резких разногласий в науке в отношении проблем одаренных детей и перспектив их достойной самоактуализации автор привлекает идею о двух выборках одаренных детей: с одной стороны, особо одаренных детей, у которых отмечается значительный объем проблем и большие трудности самоактуализации, и, с другой, одаренных детей, относящихся к «высокой норме» и характеризующихся значительно большим уровнем адаптации и в целом более высоким уровнем достижений сравнительно с обычными детьми. Автор считает, что для решения проблем особо одаренных детей необходим специальный психолого-педагогический метод, в качестве которого предлагается «потребностно-инструментальный подход», основанный на ведущей для развития одаренного человека мотивации, – потребности в самоактуализации. По мнению автора, эта потребность, чтобы стать реаль- ной движущей силой, должна стать доминантой, и на ее основе должен быть создан особый «доминантный жизненный проект», своего рода образ потребного будущего. В представленной логике так называемые навыки адаптации рассматриваются как своего рода инструменты, подчиненные доминантному проекту и обеспечивающие реализацию его целей и жизненных задач.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Задача человека состоит в том,  чтобы
прожить свою собственную, а не навязанную
или предписанную извне, даже самым
благородным образом выглядящую жизнь.
Ибо она у каждого из нас только одна,
и  мы хорошо  знаем, чем все  это  кончается

Из Нобелевской речи Иосифа Бродского

Потребностно-инструментальный подход к работе с одаренными детьми

По понятным причинам при обосновании этого подхода мы опирались на свой многолетний опыт работы с одаренными детьми, хотя целый ряд замечательных работ, прямо или косвенно относящихся к проблемам развития и становления человека, оказались для нас своего рода «катализаторами» [6; 7; 13; 20; 22; 23].

Работая с одаренными детьми и прослеживая их путь в течение нескольких десятилетий, мы почти во всех случаях находили подтверждение знаменитой идеи А. Маслоу, что именно потребность в самоактуализации является тем «мотором», той реальной силой, которая ведет одаренного ребенка по пути его успешной реализации [6]. Именно с помощью этой потребности преодолевается та исходная направленность, главным образом, на процесс деятельности, которая характерна для подавляющего большинства особо одаренных детей.

Следует специально подчеркнуть поразительный для нас факт. При всех сложностях развития особо одаренных детей потребность в самоактуализации, потребность «выполнить себя» (Гегель) встречалась у этих детей существенно чаще и в более отчетливом виде, чем у более обычных детей («высокой нормы»). Не будет даже преувеличением сказать, что подавляющее большинство этих детей чуть ли не с ранних лет проявляли яркие признаки существования такой потребности. (Такая тенденция у этой части одаренных детей так сильна, что невозможно удержаться, чтобы не вспомнить выражение Евгения Боратынского «талант – это поручение от Господа Бога».) Конечно, есть и менее сакральные объяснения этого феномена, но в рамках этой статьи мы ограничимся лишь констатацией этого чудесного факта.

Далее мы обратили внимание на то обстоятельство, что у одаренных юношей, которые в будущем добивались высоких результатов, эта потребность приобретает особую эмоциональную заряженность, т. е. буквально становится доминантой. Со стороны это иногда рассматривается окружающими как высокие амбиции, но в реальности это почти постоянная, иногда даже болезненная, вызывающая насмешки у одноклассников и даже учителей направленность на высокую самореализацию. Более того. При внимательном анализе оказалось, что потребность, достигая статуса доминанты, приводит к созданию особого доминантного жизненного проекта, который, по мере своего укрепления и конкретизации, начинает управлять не только деятельностью, но и всем поведением подростка или юноши. По сути дела, доминантный жизненный проект – это своего рода программа будущей деятельности человека, «образ его потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), который настолько значим для одаренного подростка, настолько определяет все смыслы его деятельности, что может переопределить, даже изменить некоторые характеристики его поведения и личности. Происходит своего рода самообразование, самовоспитание, самоизменение подростка с позиций его доминантного жизненного проекта.

Литература
  1. Айзек Азимов. Избранное. М., 1991.
  2. Гари Ромен. Обещание на рассвете. М., 2001.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  4. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2.
  5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Рипол-классик, 2008.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  7. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
  8. Ушаков Д.В. (ред.) Психология одаренности: от теории к практике. М., 2000.
  9. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
  10. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  11. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. М., 2008.
  12. Якимова Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.
  13. Berlyne D.E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y., 1960.
  14. Csikzentmihalyi M. The evolving self. N.Y., 1993.
  15. Freeman J. Gifted Children Grown Up. L., 2001.
  16. Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research L., 1998.
  17. Hollingworth L.S. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment. Mental Hygiene, 1931.
  18. Hollingworth L.S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. N.Y., 1942.
  19. Radford J. Child development and excep-tional early achivers. N.Y., 1990.
  20. Seligman M.E.P. Authentic Happiness. N.Y., 2002.
  21. Seligman M.E.P. & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist. 2000. Vol. 55.
  22. Silverman L.K. & Ellsworth B. The theory of positive disintegration and its implications for giftedness. In N. Duda (Ed.) Theory of positive disintegration: Proceedings of the third international conference Miami, 1980.
  23. Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927.
  24. Storfer M.D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko, 1990.
  25. Terman L.M. Genetic studies of genius: Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, 1925.
  26. Terman L.M. & Oden M.H. Genetic studies of genius. Vol. 4. The gifted child grows up. Stanford, 1947.
  27. Terman L.M. & Oden M.H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, 1959.
  28. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y., 1986.
  29. Yurkevich V.S., Davidovich B.M. Russian strategies for talent development-stimulating comfort and discomfort // Handbook of gifted education (Third edition). Rutledge Companion to Gifted Education. L., 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика