Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1750Ключевые слова 21482 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей 884

Соколикова Н.М.
аспирантка кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологи- ческого консультирования Московского городского психолого-педагогического университета
e-mail: sokolikova_nm@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о себе у детей младшего школьного возраста из полных и неполных (разведенных) семей. Основной частью статьи является описание эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей отражения «образа-Я» в рисунках детей из неполных семей. Производится сравнительный анализ представлений о себе у детей из полных и разведенных семей. Выявляется отражение в рисунках детей последствий травмирующей ситуации развода. Описываются особенности представлений о себе детей из разных типов семей, выделяются гендерные различия «образа-Я», отражающиеся в рисунках детей. Демонстрируются возможности рисуночного метода при исследовании представлений о себе у детей младшего школьного возраста. Отмечается, что полученные результаты могут быть использованы при организации консультативной и коррекционной помощи семьям, переживающим или пережившим развод, в целях снижения травматического влияния этого события на представление о себе детей младшего школьного возраста, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследованиe посвящено изучению особенностей «образа-Я» детей, воспитывающихся в неполных разведенных семьях, а также анализу особенностей представлений о себе, отраженных в рисунках детей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме «образа-Я», до сих пор нет целостного понимания разнообразия факторов, влияющих на его становление [1]. В нашей работе, вслед за М. И. Лисиной, «образ-Я» рассматривается как диалектическая совокупность когнитивно-аффективной информации ребенка о себе, отражающая единство определенных структур, функциональных и эмоциональных компонентов [3]. Генезис когнитивной части такого образа связан с проблемой самопознания, а аффективной – с вопросом о механизмах самооценки ребенка.

«Образ-Я» начинает складываться у ребенка сразу после рождения и развивается в условиях его взаимодействия с предметным миром и окружающими его людьми [Там же]. Главным социальным окружением для ребенка является семья. Именно в семье происходит становление представления о себе и близких людях.

Семья указывает границы идентификации, способству ет появлению у ребенка образа своего «Я».

Любой кризис в семье отражается на состоянии ребенка. Развод – один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов семьи. Это событие может вызывать такие тяжелые последствия как неврозы,

депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность) и т. д. Изучению последствий развода для ребенка посвящены исследования зарубежных и отечественных авторов (В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, Г. Фигдор, Д. Видра, Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн, Д. Баумрид, А. И. Захаров и др.).

Переживание ребенком развода сугубо индивидуально, как и комплекс испытываемых при этом чувств. Вина, обида, печаль, боль, ярость, страх – все это типичные и нормальные реакции ребенка на данное событие. В этот момент особенно важно отследить и понять эмоциональное состояние ребенка, помочь ему справиться с переживаниями вины и обиды. Поэтому чрезвычайно важным оказывается вопрос о том, как это можно сделать.

Поскольку именно «рисунок является средством коммуникации ребенка с окружающим миром» [2], нас интересовало, каким образом последствия травмирующей ситуации (развода) отражаются в рисунках детей, т. е. существуют ли какие-то устойчивые характеристики, свидетельствующие о последствии развода, а также какие параметры рисунка отражают представление ребенка о себе. Мы предположили, что отражение «образа-Я» в рисунках детей, переживших развод родителей, отличается от его отражения у детей из полных семей.

В исследовании приняли участие младшие школьники 8–10 лет, всего 60 детей.

Исследуемую группу составили 30 детей, воспитывающихся в разведенных семьях: 15 мальчиков и 15 девочек. Контрольную группу составили 30 детей из полных семей с родными родителями: 15 мальчиков и 15 девочек.

Целью нашего исследования было изучить с помощью детских рисунков особенности «образа-Я» у младших школьников, переживших развод родителей. Выбор метода исследования обусловлен тем, что рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. Рисование как творческий акт позволяет ребенку данного возраста лучше и безболезненно отрефлексировать фантазии и страхи, свои чувства.

Литература
  1. Архиреева Т. В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.
Статьи по теме

Клиническая психология, Психология развития  |  Демидова Л.Ю., Зобнина Н.В., Дворянчиков Н.В., Введенский Г.Е., Каменсков М.Ю., Купцова Д.М.

Измененное восприятие возраста при педофилии / педофильном расстройстве

CrossRef doi:10.17759/cpse.2020090106

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика