Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»

934

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогические знания, учитель, Новая школа, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 5–12.

Полный текст

В настоящее время можно точно определить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования и в этой связи обозначить острую необходимость в психолого-педагогической подготовке современного учителя. Это:

  • глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;
  • диверсификация системы школьного образования;
  • изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);
  • возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;
  • информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;
  • социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.

По результатам мониторинга специалистов Федерации психологов образования России (ФПОР) новые требования к современному учителю в самом общем виде можно сформулировать так:

  • владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.;
  • приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;
  • способность «видеть» многообра-зие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;
  • способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;
  • умение применять здоровьесберегающие технологии;
  • способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.

В чем конкретно выражен низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя? По мнению самих педагогов, учитель не умеет:

  • организовать урок в деятельностной парадигме;
  • организовать работу в группах;
  • работать с различными категориями детей;
  • работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.

К тому же отмечается, что он не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей), типологии детских проблем (детства в целом), не владеет общей психологической культурой общения, здоровьесберегающими технологиями и т. д.

В современных условиях решение задач системой психолого-педагогической подготовки учителя, а в итоге решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование». Это одно из трех утвержденных направлений подготовки педагогических кадров. Так, в соответствии с «Правилами разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142, подготовка педагогических кадров для школы будет осуществляться по направлениям:

  • «Педагогическое образование»(050100);
  • «Психолого-педагогическое образование» (050400);
  • «Специальное (дефектологическое) образование» (050700).

ФГОС ВПО по этим направлениям разрабатывали базовые университеты во главе с ректорами, действительными членами РАО:

  • Санкт-Петербургский педагогический университет им. А. И. Герцена (Г. А. Бордовский)
  • Московский городской психолого-педагогический университет  (В. В. Рубцов)
  • Московский педагогический государственный университет (В. Л. Матросов).

Российская академия образования на уровне Президиума РАО обеспечивала согласование представленных проектов стандартов, а ее руководство в лице вице-президентов РАО Д.И. Фельдштейна и В. А. Болотова много сделало для того, чтобы в рамках этих трех направлений максимально решить вопрос о полноте компетенций будущего педагога.

Важно отметить, что разработанный стандарт ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» – это результат плодотворного сотрудничества психологов, психофизиологов, педагогов, управленцев, родителей, врачей.

Он создан с участием:

  • Российской академии образования
  • Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учрежденных Правительством Москвы
  • Института психологии РАН
  • Психологического института РАО
  • Факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия Государственной службы при Президенте РФ»
  • Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ
  • Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».

Необходимо указать на сопряженность – взаимное соответствие между стандартом общего (начального) образования и стандартом ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование». Это проявляется в сопряженности научных подходов, общей методологической платформе, заложенной в основе того и другого стандарта.

Так, стандарт общего (начального) образования разработан учеными РАО на принципах деятельностного подхода. Это первый Государственный стандарт, основу которого составляет комплекс наук о процессах и механизмах развития ребенка. Не без гордости отмечаем, что этот стандарт разработан Российской академией образования. Его руководители – члены РАО: А. Н. Кузнецов, А. М. Кондаков, Л. П. Кезина.

Методологической основой стандарта ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» являются основные положения педагогической и возрастной психологии, позволивших создать эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства.

Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Это обеспечивает возможность учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.

Проект стандарта по психолого-педагогическому направлению реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «психология образования», с другой стороны, в рамках направления «психолого-педагогическое образование» помимо указанного профиля в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей – «психология и педагогика дошкольного образования», «психология и педагогика начального образования» и др. (всего 9 профилей).

Так, в рамках направления «психолого-педагогическое образование» в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата.

  1. Психология образования.
  2. Психология и педагогика дошкольного образования.
  3. Психология и педагогика начального образования.
  4. Психология и педагогика профессионального образования.
  5. Психология и педагогика дополнительного образования.
  6. Психология и социальная педагогика.
  7. Психология и педагогика инклюзивного образования.
  8. Психология и педагогика образования одаренных детей.
  9. Специальная психология и педагогика.

Многие из этих профилей, как нетрудно видеть, оформляются в системе ВПО впервые. При разработке ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема.

  1. Вид профессиональной деятельности (СПД), задачи профессиональной деятельности
  2. Государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО), общие компетенции, компетенции профиля

Соответствие стандарта профессиональной деятельности стандарту ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование»

Этим обусловлена научная новизна разработанного нами стандарта по направлению «психолого-педагогическое образование». Она состоит в том, что главным «универсальным» содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога  дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и других является общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессий компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.

С учетом того что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы:

  • базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах;
  • утвержденные квалификационные требования к ПД;
  • принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) +
    + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1–3 года или 1,5–
    4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура);
  • независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества).

Такая психолого-педагогическая подготовка обеспечивает будущего педагога системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Иначе говоря, «деятельность» и «возраст» –это основные категории, которые определяют базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «психолого-педагогическое образование».

Укажем основные задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения            образования:

  • проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
  • проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  • работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
  • взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;
  • использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

В итоге выпускник по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями.

1. В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

  • организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
  • применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
  • осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики), (ПКПП-3);
  • рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);
  • осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
  • эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

2. Задачи профессиональной деятельности специалиста с квалификацией (степенью) «магистр» в области психолого-педагогического сопровождения образования состоят в следующем:

  • разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;
  • разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;
  • разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;
  • мониторинг сформированности компетенций учащихся;
  • разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  • взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;
  • контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
  • реализация индивидуально-ориенти-рованных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;
  • обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса. 

В то же время выпускник по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

1. Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

  • знать феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);
  • уметь выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);
  • использовать научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);
  • владеть современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);
  • уметь организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);
  • уметь организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);
  • владеть научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);
  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);
  • уметь организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);
  • проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);
  • реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);
  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);
  • планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);
  • применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);
  • применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);
  • знать особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

2. В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

  • применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);
  • проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
  • проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
  • конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
  • использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
  • разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
  • проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
  • осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);
  • консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

В целом разработанный нами ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» демонстрирует, что современный учитель действительно сможет получить качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Специально отметим, что

ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не могут быть достигнуты за счет простого увеличения количества психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки учителя.

В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемами детей, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса и т. д.

Социальные эффекты, характеризующие социокультурную модернизацию образования, обусловленные системным введением ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование», состоят, прежде всего:

  • в повышении качества научного и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет единой методологической (культурно-деятельностной) основы ФГОС – стандарта общего (начального) образования и стандарта по направлению «психолого-педагогическое образование»;
  • повышении социокультурной эффективности системы образования за счет использования современных развивающих (при необходимости адресных) технологий обучения и воспитания, основанных на организации и развитии различных форм и видов деятельности (с учетом особенностей развития и возраста учащихся).

Кроме того, правомерно говорить об укреплении позиции школы как социального института защиты детства за счет:

  • создания системы условий, обеспечивающих внедрение индивидуально-ориентированных образовательных программ, учитывающих возможности, склонности и интересы ребенка;
  • психолого-медико-социально-право-вого сопровождения учащихся, педагогов и родителей в образовательном процессе и, как следствие этого, снижение рисков образовательной среды и повышение уровня ее безопасности;
  • адресной помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, социализации в условиях школы и вне ее.

В целом, обсуждая проблемы построения «Новой школы» и говоря об ответственности РАО за решение вопросов психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, целесообразно рекомендовать в проект решения Общего собрания РАО следующее.

1. Поручить научно-исследовательским институтам РАО совместно с вузами – разработчиками ФГОС ВПО третьего поколения:

  • участвовать в научно-методическом обеспечении перехода подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (3-го поколения). В нашем случае – по направлению «психолого-педагогическое образование»;
  •  считать, что системная психолого-педагогическая подготовка учителя (прежде всего психолога, воспитателя ДОУ и учителя начальной школы) – необходимое условие предстоящего эксперимента по введению нового стандарта общего (начального) образования в систему образования России;
  • участвовать в создании основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры. В нашем случае – по направлению «психолого-педагогическое образование». Предусмотреть возможность включения магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «психолого-педагогическое образование») и т. д.;
  • участвовать в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но, в нашем случае, и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.

2. Учитывая требования к реализации Госстандарта общего (начального) образования, обратиться в РОСОБРНАДЗОР с предложением начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций учащихся).

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование»(квалификация (степень) «магистр»).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (квалификация (степень) «магистр»).

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4274
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 934
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1