Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности*

551

Аннотация

Статья посвящена открытости как свойству системы внутреннего мира одаренных учащихся. В качестве показателей открытости рассматриваются генерализация защитных форм поведения, открытость познавательной позиции, обогащенность картины мира. Сформулировано допущение, что открытость внутреннего мира интеллектуально одаренных учащихся выше, по сравнению с обычными старшеклассниками. В исследовании приняли участие три группы испытуемых: 1) с явной формой интеллектуальной одаренности; 2) скрытой формой интеллектуальной одаренности; 3) обычные учащиеся. В работе наряду с традиционным психодиагностическим инструментарием используется авторская графическая методика для изучения картины мира. Представляемые в статье результаты прошли статистическую обработку, что позволило установить различия между группами испытуемых по ряду исследуемых параметров на уровне значимости р<0,05. Автор приходит к выводу, что обогащенность картины мира, открытость познавательной позиции, узость репертуара психологических защит при доминирующем использовании адаптивных копинг-стратегий свидетельствует о более высоком уровне открытости внутреннего мира интеллектуально одаренных учащихся, по сравнению с обычными сверстниками.

Общая информация

* Статья написана при поддержке Российского государственного научного фонда. Грант №08-06-00343а.

Ключевые слова: внутренний мир, картина мира, психологическая защита, открытость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Климонтова Т.А. Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 36–43.

Полный текст

 

В настоящее время, в условиях происходящих методологических изменений, возникает необходимость уточнения предмета психологической науки, при попытках его определения с позиции системного подхода внимание ученых обращается к внутреннему миру человека. Последний относится к кругу психологических проблем, решение которых вызывает трудности на всех уровнях анализа: методологическом, теоретическом и методическом. Отмечая значимость изучения внутреннего мира человека, следует констатировать, что данная проблема в эмпирическом плане остается малоисследованной.

Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется усилением дистанции между психологической наукой и практикой. Особенно остро сложившееся противоречие ощущается в области психологии одаренности, в которой хотя и существуют попытки построения психологического портрета одаренного субъекта, в целом одаренность рассматривается как некая оторванная от целостного человека реальность, слабоопределенным остается ее место во внутреннем мире человека.

Как научное направление психология одаренности призвана, прежде всего, способствовать реализации имеющегося у субъекта интеллектуального потенциала, так как очевидно - не все одаренные индивиды реализуют себя. В таких случаях говорят о скрытой одаренности и обращаются к раскрытию факторов различной природы, фрустрирующих ее реализацию. С нашей точки зрения, проблема была бы решена с большим успехом при целостном взгляде на одаренного человека и обращении к состоянию его внутреннего мира как психической системы.

На основе теоретического анализа нами обосновано представление о внутреннем мире как многоуровневой психической системе, которая является открытой обмену с внешним миром, имеет способность к самоорганизации посредством проду­цирования новообразований и опоры на них в последующем. Мы считаем, что для установления особенностей и перехода к эмпирическому уровню исследования внутреннего мира следует рассмотреть его как открытую и самоорганизующуюся психическую систему одаренного человека и вести поиск свойств, определяющих специфику функционирования этой системы.

При реализации такого подхода очевидна необходимость «операционализации» психологических реальностей, работа которых обеспечивает психологическую систему разным уровням открытости и определяет механизмы ее самоорганизации при интеллектуальной одаренности человека. В частности, к показателям открытости нами отнесены и теоретически аргументированы:

•    открытость познавательной позиции;

•    обогащенность картины мира;

•    открытость информационному воздействию со стороны других людей;

•    генерализация защитных форм поведения;

•   выраженность субъективного одиночества.

В рамках данной статьи остановимся только на нескольких из них.

На основе рабочей концепции одаренности учащиеся были разделены на три группы:

1)   интеллектуально одаренных с явной формой одаренности, в которую вошли испытуемые, имеющие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей, победители олимпиад и смотров-конкурсов всероссийского, областного, городского уровней;

2)   со скрытой формой одаренности, в которую включены старшеклассники, имеющие идентичный первой группе потенциал, обучающиеся по программам повышенной сложности, но не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности;

3)   «обычных», в которую были включены учащиеся, демонстрирующие средний уровень интеллектуального развития и творческих способностей, не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности и академической успешности.

Для исследования картины мира как одного из показателей открытости нами была разработана графическая методика «Картина мира». Испытуемому предлагается изобразить схематично с помощью геометрических фигур картину мира, различные геометрические фигуры отражают эмоциональную окраску объекта. Стрелками обозначены взаимосвязи между объектами - прямые и взаимообратные.

Были выявлены статистически достоверные различия в содержании картины мира у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности, а также обычных испытуемых. Статистически значимыми по критерию Краскела-Уоллеса (Н = 6,865 при р = 0,03) являются различия по количеству выделенных учащимися разных групп абстрактных понятий, старшеклассники со скрытой формой одаренности выделяют больше абстрактных понятий, по сравнению с теми, кто имеет явную интеллектуальную одаренность, и обычными сверстниками. Это может свидетельствовать о более сформированном категориальном аппарате, позволяющем более четко классифицировать предметы социальной жизни и окружающей действительности.

Картина мира интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности имеет более целостный характер, объекты более взаимосвязаны, отмечается большая вариативность объектов. Актуализация одного из объектов картины мира неизбежно влечет за собой актуализацию связанных в той или иной степени с ним объектов. Сталкиваясь с реальной действительностью, интеллектуально одаренные с явной формой одаренности соприкасаются с ней не только той стороной своего внутреннего мира, которая необходима в данный момент для решения насущных задач, а благодаря взаимосвязям между объектами картины мира, актуализируют все объекты внутренней модели мира.

Существуют статистически достоверные различия (Н =8,115 при р =0,017) в наличии связей между объектами - у интеллектуально одаренной группы испытуемых со скрытой формой одаренности объекты имеют меньшее количество взаимообрат- ных связей. Это может свидетельствовать, что картина мира интеллектуально одаренных учащихся со скрытой формой одаренности имеет более абстрактный, разрозненный характер. Объекты меньше дифференцированы. Можно предположить, что в целом испытуемые оценивают картину мира как набор абстрактных объектов, не связанных друг с другом или связанных напрямую - линейно. Картина мира имеет как признаки фрагментарности, так и признаки калейдоскопичности.

Установленные различия, с нашей точки зрения, свидетельствуют, что явно интеллектуально одаренные учащиеся, выделяя большее количество связей между объектами картины мира, осознают, что окружающая действительность сложна и многомер­на, мир обладает свойствами системы, где все явления находятся по отношению друг к другу если не в прямой, то опосредованной зависимости. В доказательство можно привести пример комментария одной испытуемой из группы интеллектуально одаренных учащихся, которая, работая с методикой, отметила, что если все объекты связаны между собой в мире, то объект «я» связан со всеми ними опосредованно. Обсуждаемый факт согласуется с различиями, выявленными по параметру «прямые связи» (Н = 10,029 при р = 0,007). Наименьшее количество связей такого рода между объектами наблюдается в группе интеллектуально одаренных с явной формой, в отличие от испытуемых других выделенных групп. Это свидетельствует, что испытуемые с явной интеллектуальной одаренностью, осознавая сопряженность явлений и событий мира, не используют односторонние связи для отражения существующих между объектами отношений, в отличие от обычных учащихся и испытуемых со скрытой формой одаренности, в картине мира которых преобладают односторонние связи.

Перейдем к рассмотрению данных, полученных при изучении открытости познавательной позиции. Для ее изучения использовалась методика «Идеальный компьютер». Суть методики в том, что испытуемый формулирует и задает некому идеальному компьютеру, знающему все, ряд вопросов. Далее анализируется характер вопросов с позиции субъективированности- объективированности, фактически-катего- риальной. Например, вопрос «поступлю ли я в вуз» - это субъективированный и фактический характер вопроса; «как возникла жизнь на земле» - объективированный и категориальный. Мы посчитали целе­
сообразным подсчитать процент вопросов, заданных идеальному компьютеру, за выраженность какого-либо характера мы приняли количество вопросов, превышающих 70 % от их общего числа.

Из рис. 1 видно, что наибольшее количество объективированных вопросов, по сравнению с другими группами, сформулировали учащиеся с явной формой интеллектуальной одаренности. Следовательно, этих детей в большей степени, чем испытуемых других групп, интересовали ответы на вопросы, не касающиеся их личной жизни или жизненного пути; испытуемых приори­тетно интересовали вопросы об устройстве мира, закономерностях его существования, судьбы человечества и т. д. Это согласуется с результатами распределения испытуемых по количеству субъективированных вопросов, только у 21 % детей первой группы преобладал субъективированный характер вопросов, по сравнению со старшеклассниками со скрытой формой одаренности, у которых выраженность субъективированных вопросов встречается в 28 % случаев, и обычных детей (38 %). Представленное распределение позволяет говорить, что обычные подростки в большей степени ориентированы не на познание объективных закономерностей окружающего мира, а на перспективы своей жизни в нем.

Представленные данные согласуются с представлениями М. А. Холодной [4], что интеллектуально одаренные испытуемые в большей степени склонны к объективации, чем среднеинтеллектуалы. Однако в таком случае интересными являются различия между представителями групп с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности. При равном интеллектуальном потенциале дети со скрытой формой одаренности меньше объективируют и более субъективируют при познании, чем реализующие свой потенциал испытуемые.

Обратимся к распределению испытуемых выделенных групп по категориальному критерию - фактическому характеру заданных «идеальному компьютеру» вопросов. Из рис. 1 мы видим, что наибольшее количество категориальных вопросов было задано интеллектуально одаренными испытуемыми с явной формой одаренности (37 %), тогда как в группе со скрытой формой одаренности число респондентов, задавших вопросы категориального характера, составило только 5 %, в группе обычных детей - 0 %. Категоризация, с позиции автора методики М. А. Холодной, состоит в ориентации познавательной позиции субъекта на максимальный охват какого- либо аспекта реальности с выделением в ней причинно-следственных связей. Таким образом, распределение испытуемых выделенных групп по количеству заданных вопросов категориального характера согласуется с выявленными нами статистическими различиями по количеству причинно-следственных связей в картине мира учащихся, среди которых значимо большее количество выделяют также испытуемые с явной формой одаренности. В совокупности представленные данные позволяют утверждать, что картина мира интеллектуально одаренных старшеклассников характеризуется большей сложностью, по сравнению с картиной мира подростков других выделенных групп.

Доминирование фактического характера вопросов отмечается в группе обычных испытуемых и составляет 83 %, в то время как в группе интеллектуально одаренных учащихся со скрытой формой такой характер вопросов встречается в 65 %, а в группе с явной формой - 18 % случаев. Это показывает, что одаренных испытуемых интересуют в познании мира не отдельные факты, а причинно-следственные отношения между ними, системные закономерности взаимоотношений между явлениями.

Различия в распределении испытуемых по показателям познавательной позиции являются статистически достоверными. Интеллектуально одаренных учащихся с явной формой одаренности характеризует объективация (/2=746,421 при р<0,00001) и категоризация (/2=1153,763 при р<0,00001), испытуемых со скрытой формой одаренности отличает субъективированный и фактический характер высказываний, что дает основания говорить о низкой открытости познавательной позиции.

К психологическим предпосылкам, изменяющим открытость внутреннего мира, может быть отнесена и генерализация защитных форм поведения. Работа психологических защит искажает или отменяет осмысление конфликта, препятствуя его осознанию, таким образом, происходит блокировка информации на входе в систему внутреннего мира. Напротив, предпочтение осознаваемых стратегий совладения с ситуацией - копинг-стратегий при минимизации работы психологических защит способствует большей открытости системы.

Если рассматривать полученные данные в сравнительном плане, можно заметить, что наиболее интенсивно защитные механизмы различных типов используются старшеклассниками из группы «обычных». Статистический анализ с применением критерия Н Краскела-Уолесса показал наличие достоверных различий только по замещению (р = 0,05), реактивному образованию (р = 0,03) и регрессии (р = 0,04); это позволяет говорить, что при выраженной сходности предпочтений психологических защит различных видов между группами одаренных и обычных испытуемых интенсивность их использования выше в группе обычных старшеклассников.

Распределение учащихся выделенных групп по количеству напряженных психологических защит в индивидуальном психологическом профиле представлено на рис. 2. Сравнение распределения по критерию /2-Пирсона показало наличие статистически достоверных отличий на уровне р = 0,001, что позволяет говорить о более широком репертуаре психологических защит обычных старшеклассников, для которых в большей степени характерен узкий репертуар.

Установлено доминирование адаптивных вариантов копинг-поведения у испытуемых как с явной (53 %), так и скрытой формой (43 %) интеллектуальной одаренности. Испытуемые наиболее часто используют такие варианты копинг-поведения, как «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания», т. е. формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Интеллектуально одаренные испытуемые в силу имеющегося интеллектуального потенциала, судя по данным, активно используют его для совладания со сложными жизненными ситуациями.

Однако использование эмоциональных, адаптивных копинг-стратегий испытуемыми выделенных групп не одинаково. Так, 58 % испытуемых с явной формой одаренности предпочитают использование адаптивных эмоциональных копингов, таких как «протест», «оптимизм», предполагающих эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации. Такое поведение характеризует только 36 % скрыто одаренных старшеклассников. Для данной выборки, напротив, характерно использование неадаптивных копинг- стратегий, а именно «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность», т. е. вариантов поведения, которые характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и на других. Полученные данные согласуются с результатами исследования психических состояний у одаренных, не реализующих свой интеллектуальный потенциал, у них доминируют неравновесные отрицательно окрашенные психические состояния.

Данные распределения испытуемых по использованию поведенческих копинг-стратегий, напротив, показывают, что скрыто одаренные старшеклассники (43 %) чаще, чем с явной одаренностью (31 %), используют адаптивные копинги, такие как «сотрудничество», «обращение», «альтруизм», и реализуют поведение, при котором человек вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищут поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагают ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг- поведения среди поведенческих копинг- стратегий: «активное избегание», «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсо­нальных контактов, отказ от решения проблем используют минимальное число респондентов первой и второй группы (15 % и 22 % соответственно).

Наши данные согласуются с результатами исследований Ю. Д. Бабаевой [2], А. А. Алексапольского [1], С. А. Хазовой [з], которые также установили, что для интеллектуально одаренных испытуемых характерно в меньшей степени использование психологических защит при доминирующем использовании стратегий совлада­ния.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать узость репертуара психологических защит при доминировании адаптивных копинг-стратегий, обогащенность картины мира и свидетельствуют о большей открытости системы внутреннего мира внешнему у учащихся с явной формой одаренности. Открытость внутреннего мира у интеллектуально одаренных учащихся со скрытой формой одаренности ниже, в частности, по отношению к поступающей информации за счет менее сложной и системной картины мира, имеющей признаки калейдоскопичности, а также низкой открытости познавательной позиции.

Литература

  1. Алексапольский А. А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
  2. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. № 1.
  3. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
  4. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5.

Информация об авторах

Климонтова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-сибирской государственной академии образования, Иркутск, Россия, e-mail: klim75@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1386
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 551
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1