Теоретическое и/или полифоническое мышление

894

Аннотация

Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В. В. Давыдова, разрабатывавшего (совместно с Д. Б. Элькониным) психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления и формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.

Общая информация

Ключевые слова: мышление, мысль, переживание, умные эмоции, эмоциональный контакт, интуиция, рефлексия

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зинченко В.П. Теоретическое и/или полифоническое мышление // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 8–29.

Фрагмент статьи

Независимость мысли от государства – вопрос государственной важности. С. С. Аверинцев

Более полувека тому назад Д. Б. Эль­конин и В. В. Давыдов задумали создать систему развивающего обучения. Акцент в обучении они решили поставить на раз­витии мышления, исходя при этом из бес­спорного тезиса, ярко обрисованного Э. В. Ильенковым: «Школа должна учить мыслить» [23]. Сейчас трудно сказать, по­чему авторам замысла этого показалось недостаточно. Возможно, они чувствовали, что советское время – «не сезон для мыс­ли» (выражение А. М. Пятигорского) и по­этому поставили более безопасную с идео­логической точки зрения задачу: разви­тие теоретического мышления у детей на­чиная с младшего школьного возраста. По­добная экзотика, во всяком случае, сразу, не могла вызвать противодействия со сто­роны идеологически озабоченной власти. А возможно, в этом не было лукавства. Но, скорее всего, Даниил Борисович понимал и принимал такую задачу как «дымовую за­весу», но не разочаровывал своего моло­дого коллегу, увлеченного (не без влияния все того же Э. В. Ильенкова) философской проблематикой диалектического мышле­ния. В. В. Давыдов действительно верил в возможность формирования и развития теоретического мышления у детей. Впро­чем, и с этой его верой было не так просто. В. А. Петровский рассказал мне, как после одного публичного выступления на вопрос: «Верите ли Вы, что развитие теоретическо­го мышления станет повсеместным во всех школах СССР?» В. В. Давыдов ответил: «Я – реалист». Так или иначе, но В. В. Давы­дов резко противопоставил теоретическое (разумное) мышление эмпирическому (рас­судочному) и направил свои усилия на раз­работку концептуальной схемы и приемов учебной деятельности, адекватных зада­чам формирования у школьников теорети­ческого мышления.

<...>

Литература

  1. Адамар Ж. Исследование психологии про­цесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
  3. Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2005.
  4. Бибихин В. В. Мир. Курс, прочитанный на фи­лософском факультете МГУ весной 1989 го­да. СПб., 2007.
  5. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.
  6. Бион Уилфрид Р. Научение через опыт пе­реживания. М., 2008.
  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1967.
  8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982–1984.
  9. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психо­логия исполнительного действия. М., 1995.
  10. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Роль реф­лексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  11. Гринберг Леон, Сор Дарио, Табак де бьян­чеди Элизабет. Введение в работы Био­на: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практи­ка. М., 2007.
  12. Гроссман Л. Достоевский. М., 1965.
  13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мыш­ления. М., 1999.
  15. Зинченко В. П. Готовность к мысли // Во­просы психологии. 2005. № 4.
  16. Зинченко В. П. Доопытная готовность овладения словом и приобщения к культуре // Культурно-историческая психология. 2010. № 2.
  17. Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки – Puncta, 2003. № 3–4.
  18. Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета (продолже­ние раз говора) // Густав Шпет и современ­ные проблемы гуманитарного знания. М., 2006.
  19. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические осно­вы построения системы развивающего обу­чения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М., 2002.
  20. Зинченко В. П. Саморазвитие духа (памяти друга) // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  21. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психо­логия. М., 1964.
  22. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Про­блема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
  23. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыс­лить. М.-Воронеж, 2002.
  24. История одной конференции, рассказан­ная В. В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94 // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
  25. Мамардашвили М. К. Кантианские вариа­ции. М., 1997.
  26. Мандельштам О. Слово и культура. Разго­вор о Данте. Статьи. Рецензии. М., 1987.
  27. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». М., 1977.
  28. Петров М. К. Философские проблемы «на­уки о науке». Предмет социологии науки. М., 2006.
  29. Пятигорский А. М. Мышление и наблюде­ние. Четыре лекции по обсервационной фи­лософии. Рига, 2002.
  30. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  31. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней и др. М., 1992.
  32. Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923.
  33. Хайдеггер М. Исток художественного тво­рения. Избранные работы разных лет. М., 2008.
  34. Цукерман Г. А. Условия развития реф­лексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  35. Цукерман Г. А. Идея рефлексивного раз­вития как ценностное основание психологии учебной деятельности // Первые чтения памя­ти В. В. Давыдова. Рига-М.,1999.
  36. Цукерман Г. А. Развитие рефлексии по­средством обучения // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2005.
  37. Шпет Г. Г. Philosophia Natalis. Избран­ные психолого-педагогические труды / Отв. редактор-составитель Т. Г. Щедрина. М., 2006.
  38. Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные тру­ды. М., 2005.
  39. Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Из­бранные труды по философии культуры. М., 2007.
  40.  Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2495
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 894
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4