Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Инклюзивное образование и личностная инклюзия 1259Суворов А.В. АннотацияВ статье подчеркивается необходимость очень осторожного подхода к совместному обучению здоровых и больных детей, чтобы ради «интеграции» не помешать решению собственно образовательных задач – включению детей, независимо от состояния здоровья, в культуру, передаче им некой суммы знаний. Интегрировать больных ребят среди здоровых лучше вне учебного процесса, личностно, во всяком случае, в сфере дополнительного, а не основного образования. В целях такой личностной инклюзии автором разработана система совместной педагогики, опыт которой, особенно в деятельности Детского ордена милосердия, кратко подытожен в статье. Ключевые слова: общее образование, дополнительное образование, надомное образование, домашнее образование, высшее образование, инклюзивное образование, совместная педагогика, интеграция, личностная инклюзия Рубрика: Инклюзивное образование Тип: научная статья Фрагмент статьи
Исторически инклюзивное образование было только высшим профессиональным. В университеты и институты традиционно поступали по конкурсу, высшее профессиональное образование никогда не было всеобщим, а являлось скорее уделом относительного меньшинства (правда, отношение этого меньшинства к большинству исторически меняется в пользу более образованного меньшинства). Инвалидов в вузы принимали, но это всегда было весьма редким исключением из общего правила, согласно которому в вузы поступали в основном здоровые люди. Специальные вузы-интернаты для инвалидов появились, насколько знаю, только в XX в., например, специализированный институт искусств для инвалидов в Москве. Кроме того, существуют специальные потоки для инвалидов в рамках обычных вузов для здоровых, например, в МГТУ им. Баумана (Россия) и в Рочестерском Институте (США) потоки для глухих. В 1970-е гг. четверо слепоглухих студентов на факультете психологии МГУ тоже были, по сути, отдельным потоком. Попытка их совместного со зрячеслышащими студентами обучения блистательно провалилась в первые же два месяца эксперимента. И пришлось перейти на отдельное обучение: запись лекций на магнитофон с последующей расшифровкой по Брайлю; перепечатка вручную на брайлевских машинках специальной литературы; отдельные занятия с преподавателем посредством специального устройства – телетактора, позволявшего ему обращаться одновременно ко всем четырем слепоглухим студентам, к которым он приходил. Иногда с использованием телетактора принимались и экзамены. Но в основном экзамены и зачеты слепоглухие студенты сдавали в общем порядке, то есть приезжали на факультет, брали билеты из общей кучи, помощники диктовали им содержание билетов, которое они записывали от руки по Брайлю, а затем готовились – мобилизовывали все, что могли сказать по содержанию билетов, и отвечали экзаменационной комиссии. При этом, конечно, никаких контактов со здоровыми студентами не могло быть: они тоже сдавали экзамены, тем и другим было не друг до друга. <...> Литература
Статьи по теме
Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Григорьев Д.С., Берри Дж.У. Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Лепшокова З.Х. Воспринимаемая инклюзивность контекста, идентичности и аккультурация русских в Кыргызстане и Эстонии Психология развития | Третяк Э.В. Взаимосвязь личностных особенностей и отчужденности студентов с ОВЗ Инклюзивное образование, Клиническая психология | Зыков А.А., Васильева А.Е., Давыдова Е.Ю. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|