Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика европейских стран

919

Аннотация

В статье анализируются особенности государственной политики европейских стран в области образования одаренных учащихся. Сравниваются подходы к определению одаренности, к выделению критериев ее выявления, к подготовке психолого-педагогических кадров для работы с такими учащимися, к формам их обучения в разных странах. Описывается использование новейших технологий для организации образования одаренных в рамках целой страны. Рассматриваются также требования к подготовке, набору компетенций учителей, работающих с одаренными учащимися.

Общая информация

Ключевые слова: государственная образовательная политика, учителя, одаренность

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Попова Л.В. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 56–62.

Полный текст

 

Европа имеет богатые культурные традиции, в рамках которых одаренность и образование одаренных рассматривались и обсуждались регулярно. В большинстве языков, на которых говорят европейцы, изначально есть обозначение одаренности наряду со способностями, т. е. это не привнесенные извне и не специально созданные понятия. Научные исследования одаренности начались с работ европейца - англичанина Френсиса Гальто- на [1], которого считают основоположником дифференциальной психологии.

В истории европейских стран коренится и двойственное отношение к образованию одаренных. В каждой стране были периоды, когда образование считалось исключительной привилегией «высших» слоев общества. На смену им приходили периоды, когда элитное, высококачественное образование предоставлялось одним членам общества, а другие, вне зависимости от способностей или мотивации, должны были довольствоваться лишь простейшим обучением грамоте. И это, безусловно, остается в исторической памяти каждого народа.

В новейшей истории широкомасштабные социальные волнения возникали в связи с попытками ограничить доступ к высшему образованию, т. е. сделать его в какой-то степени элитным. Это и Франция в 60-е годы прошлого века, Великобритания, Нидерланды, Германия - в настоящее время. Наиболее активная, энергичная и образованная часть общества - молодежь - бурно протестует против реформ, направленных на повышение платы за обучение и ограничение их права на образование. Именно этими причинами объясняются осторожность и медлительность, с которыми европейские страны включают обучение одаренных учащихся в государственную образовательную политику и избегают употребления этого термина [2].

Можно сравнить две даты: 1972 год и 1994 год. Первая дата относится к постановке проблем обучения одаренных в федеральной образовательной политике США (доклад Марланда), а вторая - к появлению рекомендаций правительствам Евросоюза в этой области, принятых Европарламентом. Пример еще большей медлительности - Франция, где образование одаренных детей стало предметом обсуждения на государственном уровне только в 2002 году.

В истории просматриваются также истоки стратегического подхода к образованию одаренных в странах Европы - так называемого инклюзивного подхода (inclusive approach), то есть установку на обучение одаренных в обычных школах и классах. Так, официальный подход к образованию одаренных учащихся в Великобритании основывается на принципе включения, который стал ключевым как реакция на длительный опыт отбора учащихся на основе результатов пресловутого экзамена в одиннадцать лет [там же]. Принцип включения ориентирует на улучшение образования для всех детей так, чтобы одаренные могли оставаться в общеобразовательных школах и иметь возможность реализовывать себя наилучшим образом через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Усилия ряда стран по дифференциации и индивидуализации обучения одаренных впечатляют [там же]. Однако есть и такие страны, где само понятие одаренности исключено из употребления как противоречащее идеалам демократии (скандинавские страны) [3; 7; 11]. Тем не менее, высокие образовательные достижения этих стран заставляют пристально изучать их опыт и в чем-то перенимать их практику. Наконец, третья группа стран (Венгрия, Чехия, Польша, прибалтийские страны, Восточные земли Германии и др.) сохранили положительно зарекомендовавшую себя форму специализированных школ для одаренных учащихся, оставшуюся в наследство от распавшегося социалистического блока.

В материалах этого раздела мы предлагаем читателю познакомиться с документами, в которых представлены основные положения государственной политики ряда европейских стран, а также выделить современные тенденции в воплощении этой политики. Для понимания положений государственной политики по образованию одаренных в этот раздел включена оригинальная публикация по этой проблеме, материал которой может быть переосмыслен самим читателем. Это - отрывок из доклада для департамента образования Великобритании известнейшего специалиста по психологии одаренности профессора Джо­ан Фримен [7]. В нем дан анализ законодательства стран Западной Европы, которое базируется на рекомендации (№ 1248) по развитию образования одаренных и талантливых детей, принятых на парламентской ассамблее Евросоюза в 1994 году.

В материалах, выпущенных Департаментом по делам детей, школ и семей Великобритании (Department for Children, Schools, and Families) [5; 9], представлены общие принципы государственной политики, которые положены в основу выявления одаренных и талантливых учащихся [9]. Как мы отмечали [2], психологи не включены в штат школьных работников в этой стране, однако школы могут к ним обращаться для консультаций. Выявление одаренных - обязанность школьных учителей. Именно для них выделены этапы, по которым следует проводить идентификацию одаренных, даны перечни методов выявления, а также стандарты разработки обучающих программ для дальнейшего развития способностей. Четко заданные этапы оставляют место для учета местных особенностей, возможностей и инициатив конкретной школы.

Кстати сказать, в интернете можно найти доклад министра образования Франции Ж.-П. Делобье «Обучение интеллектуально одаренных детей», который свидетельствует о намерениях внести изменения в ситуацию. В нем подчеркивается необходимость восполнить пробел в информации об одаренных детях, в первую очередь, путем увеличения числа исследований в этой области. Ставится задача создания системы выявления одаренных среди дошкольников с тем, чтобы предотвращать появление проблем в их школьном обучении. Рекомендуется обучать одаренных в рамках обычных классов через индивидуализацию и развивать работу с родителями и учителями на всех стадиях школьного обучения [6]. К сожалению, за докладом (2002 г.) значимых изменений в образовании одаренных не последовало.

Следует отметить, что в популярном сейчас инклюзивном подходе, когда в классе оказываются дети с резко различающимся уровнем развития способностей, в наименее выгодной ситуации оказываются высоко одаренные дети с уровнем умственного развития более 150 баллов. Официально разрешенное в большинстве стран Европы домашнее обучение отчасти удовлетворяет высокие познавательные потребности этой категории детей, но не решает задачу развития навыков общения со сверстниками, оставляя зачастую «черную дыру» в социально-эмоциональной сфере. Организация каникулярных школ и школ выходного дня как более экономичная альтернатива частным школам восполняет в какой-то степени этот пробел [7].

Организация программ для одаренных

В этом кратком обзоре мы не могли не обратиться к принципиально новой модели поддержки талантов, разработанной в Венгрии и активно внедряемой по всей стране при финансовой поддержке Евросоюза. Маленькая по населению (10 миллионов жителей) и занимаемой территории страна по праву гордится своими талантами мирового уровня: физиками - Нобелевскими лауреатами, математиками, шахматистками и шахматистами, музыкантами: исполнителями и композиторами. Венгрия сохранила специализированные школы, появившиеся в конце 60-х годов прошлого века. В последующем они были дополнены центрами развития и консультирования одаренных детей. В 90-е годы на базе Университета Дебрецена прошли двухгодичную подготовку к работе с одаренными учащимися по программе Европейского совета по высоким способностям [13; 14] более 400 учителей - больше, чем в любой стране Евросоюза.

Современная государственная политика Венгрии в области образования определяется приоритетной целью выявления, сохранения и поддержки потенциала талантливых людей страны как главного ресурса в достижении экономического процветания общества (природные ресурсы страны весьма скудные). С этой целью в 2008 году венгерским парламентом была принята долгосрочная Национальная программа поддержки таланта (The National Talent Support Program), рассчитанная на 20 лет. В 2010 году на финансирование этой программы было выделено 2,8 миллиона евро [13, с. 29]. Термин «талант» в контексте данной программы применяется для обозначения высоких способностей во всех областях деятельности: интеллектуальной, художественной, предпринимательской, лидерской, инженерно-технической и т. д. В рамках этой программы в 2009 году был разработан и запущен в действие проект «Венгерский гений» (Hungarian Genius Program), рассчитанный на три года [13]. Он основывается на современном, всеохватывающем «сетевом» принципе, который предоставляет широчайшие возможности сотрудничества, взаимопомощи, использования материальных и методических ресурсов всем заинтересованным сторонам в любом уголке страны в любое время. Этот принцип позволяет отказаться от вертикальной, иерархической организации взаимодействия участников проекта и перейти к так называемым горизонтальным, прямым связям. За счет этого появляется непосредственное, практически моментальное получение информации, доступ к методикам выявления и зарекомендовавшим практикам обучения в тех областях, на которые появляется запрос. Проект осуществляется на основе интернета и при значительной финансовой поддержке Евросоюза, выделившего 2,4 миллиона евро на создание сети [там же].

Первый шаг в реализации программы направлен на взрослых, вовлеченных в разные формы поддержки талантливых детей и молодежи. Задача - объединить профессиональное сообщество и подготовить экспертов по поддержке талантов. Важную роль в программе играет создание Карты талантов (Talent Map), на которой показаны различные организации, работающие с талантливыми детьми, обозначены лучшие практики в их поддержке. На этой географической карте страны, выложенной на интернет-портале программы, любой человек - школьный администратор, учитель, родитель, сам ребенок, легко найдет место, где можно получить необходимый вид поддержки.

Главной целью программы «Венгерский гений» является создание социального окружения, дружественного таланту (a talent-friendly social environment). Такое окружение стимулирует «организацию сообществ, поддерживающих талант, и сеть, способствующую проявлению и реализации таланта на благо общества» [там же]. Для достижения цели на специально созданном интернет-портале были объединены уже действующие разнообразные организации, работающие с одаренными детьми. Включение в сеть осуществлялось только после проведения экспертизы и обозначения их как «Талант-посты» (TalentPoints). Последние действуют как своеобразные узлы сети. Это могут быть государственные образовательные учреждения, гражданские или церковные организации. Они отвечают за выполнение следующих задач:

а)   выявление таланта;

б)  его поддержка;

в)   консультирование;

г)   взаимодействие с другими членами сети путем изучения зарекомендовавших практик и предоставления информации о своей работе [там же].

В 2007 году таких постов было 16. К сентябрю 2010 года получили сертификацию и включены в сеть 315 постов. Такие организации действуют сейчас и за пределами страны, охватывая места компактного проживания венгров в соседних странах. «Талант-посты», имеющие большой опыт работы, оказывают поддержку только что сформировавшимся, а также инициируют создание новых постов. Подробная информация о каждом из них выложена на сайте программы. Здесь перечислены виды одаренности, с которыми работают посты; возраст одаренных; используемые практики; подготовленные учителя, консультанты, менторы, спонсоры; наличествующие учебные курсы, оборудование и т. д. Соответственно, другие «посты» используют эту информацию, чтобы организовать обучение ребенка с таким видом одаренности, который не может быть развит на основе собственных ресурсов.

Профессиональная деятельность «Талант- постов» дополняется советами по поддержке талантов (The Talent Support Councils). Их задача - организация взаимодействия с обществом. Такие советы образованы по различным основаниям: территориальной принадлежности профессиональных или самодеятельных организаций (местные, городские, районные); по области проявления способностей (математика, искусство, конструирование и т. д.). В советы по поддержке талантов входят представители от образования, бизнеса, муниципальных органов.

Сейчас в стране насчитывается 20 советов, а к моменту завершения программы в 2011 году ожидается увеличение их количества до 50 [там же].

Программа «Венгерский гений» включает обширный список обучающих курсов по подготовке к работе с одаренными для профессионалов разных специальностей (Genius Training Courses). Разработаны и прошли аккредитацию курсы по 79 специальностям продолжительностью от 10 до 30 учебных часов. Они охватывают широкий диапазон психолого-педагогических умений, демонстрацию успешных практик, а также обучают взаимодействию с семьей и окружением талантливого ребенка. Только в 2010 году в разных регионах страны прошли обучение более 4500 (!) учителей и других участников образовательного процесса [там же]. На портале программы регулярно размещается информация об обучающих курсах, на которые можно записаться в режиме он-лайн. Намечен следующий этап этого компонента программы - создание ресурсов для развития лидерских, предпринимательских и инновационных умений талантливой молодежи [там же].

Составляющими программы являются также «Лучшие практики в поддержке талантов», «Исследования и публикации по проблеме», «Празднование Дней талантов», «Инвестиции в талант - денежные заемы», «Друзья талантов». Первые «Дни таланта» были проведены в 2006 году. Они вызвали большой общественный интерес к одаренным и стимулировали целое движение, которое успешно распространило этот событие по всей стране. Интернет-портал обеспечивает доступ ко всем составляющим программы и содержит всевозможную информацию, необходимую для высокопрофессиональной работы: электронную библиотеку; календарь конференций и семинаров; планы проектов; карту расположения и список разнообразных организаций, входящих в сеть. Доступность информации дает возможность избегать дублирования и соперничества, стимулирует обмен мнениями и практиками, позволяет быстро находить способы поддержки юных талантов. Глава Национального совета поддержки талантов и разработчик программы написал в предисловии, что он мечтает, как «другие страны Евросоюза будут вставать в очередь, чтобы заполучить венгерскую модель» [там же]. Результаты, достигнутые Венгрией за полтора года действия программы, дают основания думать, что, возможно, так и будет.

Особый интерес представляют данные о подготовке учителей для работы с одаренными детьми. Все специалисты по образованию подчеркивают особую роль учителя в реализации потенциала учащихся. Исследования доказали, что необходима специальная, дополнительная подготовка учителей к работе с одаренными учащимися. Неподготовленные учителя равнодушны к их проблемам, так как не знают, каковы они; иногда они даже враждебно настроены к одаренным учащимся, воспринимая их как угрозу своему авторитету; при обучении они часто используют тактику простого количественного увеличения заданий [3; 8; 12].

Отношение учителей к одаренным детям, их представления об одаренности, уровень знаний в этой области оказывают существенное влияние на развитие учащихся [8; 12]. Соответственно, в программах многих стран отмечают необходимость подготовки учителей к работе с одаренными детьми [7; 11].

В европейских странах не существует официальных требований к квалификации учителей для одаренных учащихся, несмотря на то, что в государственных образовательных документах эта подготовка признается желательной (например, в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии) [7; 11].

Первая в Европе программа подготовки учителей для работы с одаренными учащимися была разработана в Великобритании по инициативе Джоан Фримен (J. Freeman). Позднее она была положена в основу программы Европейского совета по высоким способностям (European Council for High Ability - ECHA), широко используемой на данный момент во многих европейских странах. Программа состоит из теоретической и практической частей, рассчитана на 2 года занятий и 500 академических часов. По окончании программы и защиты выпускной работы учителям вручается диплом о получении квалификации «специалист по образованию одаренных учащихся» (specialist in gifted education). В теоретической части большое место уделено психолого-педагогическим концепциям одаренности, особенностям развития одаренных и моделям их обучения. Заслуживают внимания такие учебные курсы, отражающие реалии современной жизни, как: «Консультирование одаренных по критическому анализу данных, получаемых через интернет», «Использование новейших технологий для развития сотрудничества одаренных через создание групп с общими интересами».

Практическая часть программы включает обязательную работу с одаренными учащимися под руководством специалиста (superviser), назначенного местным образовательным учреждением; анализ и оценку своей практической работы в письменной форме. Посещение школ, классов или иных учреждений, в которых представлены разные формы обучения одаренных, участие в конференциях по одаренности также входят в практическую часть.

В 18 странах Евросоюза проблема обучения одаренных включена в программы базовой подготовки на педагогических факультетах. С начала 90-х годов прошлого века в целом ряде европейских университетов предлагаются разнообразные учебные программы для учителей, администраторов школ, психологов, работающих с одаренными или планирующих это делать [7; 11].

В заключение отметим некоторые общие тенденции в государственной образовательной политике европейских стран.

Во-первых, увеличивается число стран, которые признают необходимость специальных программ образования одаренных.

Во-вторых, в государственных программах большинства стран поддерживаются все виды одаренности, а в некоторых из них особо подчеркивается необходимость развития лидерских, предпринимательских и инженерно­технических способностей.

В-третьих, все большее распространение находит применение интернет-технологий как в собственно обучении одаренных учащихся [2], так и в организации профессионального сообщества, работающего с ними [13].

В-четвертых, подготовка участников образовательного процесса к работе с одаренными учащимися вводится в государственные программы ряда европейских стран [2; 3; 5; 7; 11; 13]. Страны, признающие особые потребности таких детей и необходимость использования специальных стратегий и форм обучения в образовании одаренных, направляют усилия на специальную подготовку учителей для работы с этим контингентом учащихся. В большинстве стран учителя могут получить степень магистра в образовании одаренных. Подготовка педагогических кадров, как правило, имеет многоуровневый характер и обязательно включает практическую работу с одаренными детьми [11].

В целом материалы этого раздела позволят читателю сделать некоторые самостоятельные выводы относительно того, в каком направлении или направлениях следует развивать образование одаренных учащихся в нашей стране.

Литература

  1. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Зако­ны и последствия. М.,1996.
  2. Попова Л. В. Образовательные программы для одаренных в странах Европы // Психологиче­ская наука и образование. 2009. № 4.
  3. Попова Л.  В. Психолого-педагогическая под­готовка учителей к работе с одаренными уча­щимися в разных странах мира // Психолого­педагогические проблемы одаренности: теория и практика. Материалы 6-й Международной кон­ференции / Под ред. Л. И. Ларионовой. Т. 2. Ир­кутск, 2009.
  4. Рабочая концепция одаренности. М.,1998.
  5. Classroom Quality Standards for Gifted and Tal­ented Education: a subject focus. National Strate­gies. Department for Children, Schools, and Fami­lies. L., 2009.
  6. Delaubier J.-P. La scolarisation des eleves “intel­lectuelement precoces”. 2002. (http://www.educa­tion.gouv.fr/cid2022/la-scolarisation-des-eleves-in­tellectuellement-precoces.html).
  7. Freeman J. Out-of-school Educational Provision for the Gifted and Talented around the World. A re­port for the Department of Education and Skills. L., 2002.
  8. Hansen J. B., Feldhusen J. F. Off campus training of teachers of the gifted: a program model. Gifted Education International. 1990. Vol. 6. № 1.
  9. Identifying Gifted and Talented Learners – Get­ting Started. Department for Children, Schools, and Families. L., 2008.
  10. Lindsey M. Training teachers of the gifted and talented. N.Y. - L., 1980.
  11. Monks F., Pfluger R. Gifted education in 21 Eu­ropean Countries: Inventory and perspective. Ni­jmegen, 2005.
  12. Whitlock M. S., DuCette J. P. Outstanding and average teachers of the gifted: a comparative study. Gifted Child Quarterly. 1989. Vol. 33. № 1.
  13. www.geniuszportal.hu
  14. www.talentday.eu
  15. http://www.echa.ws

Информация об авторах

Попова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: vlasova13@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2157
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 919
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0