Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Мотивация и социально-психологическая адаптация когнитивно одаренных подростков, учащихся в обычных общеобразовательных школах * 1628Саулина Е.Б. АннотацияПредставлены результаты исследования мотивации достижения и социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков и их сверстников, не проявивших признаки когнитивной одаренности; взаимосвязи данных феноменов в рамках изучения компонентов мультифакторной модели одаренности Ф. Монкса. У выделенных групп подростков предполагалось наличие различий в исследуемых показателях мотивации и социально-психологической адаптации, особенностях их взаимосвязи. Выборка представлена 186 учащимися 8–10-х классов обычных школ Санкт-Петербурга: когнитивно-одаренные подростки (77 человек) и подростки со средними интеллектуальными способностями (109 человек). Получены данные о достоверно более низком уровне мотивации достижения и более высоких показателях социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков, по сравнению с их сверстниками, не проявившими признаки интеллектуальной одаренности; обнаружен компенсаторный характер взаимосвязи мотивации достижения и параметров социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков; выявлена взаимосвязь мотивации достижения с внешним контролем (экстернальностью) у всех исследуемых учащихся. Одним из основных выводов исследования является предположение о возможном негативном воздействии особенностей ситуации обучения в обычных общеобразовательных школах на мотивацию достижения учащихся с когнитивной одаренностью. * Публикация данной статьи по техническим причинам перенесена из номера 4/2012 журнала «Психологическая наука и образование» Ключевые слова: одаренность, мотивация достижения, социально-психологическая адаптация, самооценка, подростки, школа Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
В данной статье представлены результаты исследования мотивации достижения и социально-психологической адаптации когнитивно-одаренных подростков, обучающихся в обычных школах. Работа является частью диссертационного исследования по изучению факторов динамики интеллектуальных и творческих способностей когнитивноодаренных подростков на основе «Мультифакторной модели одаренности» Ф. Монкса [13]. Последняя, основываясь на трехчастной концепции Дж. Рензулли, включает в себя такие составляющие, как интеллект, креативность и мотивация, а также факторы социальной среды: «семья», «школа», «сверстники». Необходимо отметить, что многие модели одаренности включают в ее структуру мотивацию как значимый компонент становления этого качества (Р. Стернберг, Ф. Ганье, К. Хеллер, А.М. Матюшкин и др.) [13]. При этом ряд авторов указывают на специфичность организации мотивационной сферы одаренных детей, относят ее к наименее изученным и понятным факторам феномена развития детской одаренности [1]. Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований как в зарубежной, так и отечественной психологии (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Исследуемую нами мотивацию достижения относят к системным мотивационным факторам, оказывающим существенное влияние на развитие умственных способностей и достижение успеха одаренными детьми [8; 13]. Опыт реализации программы дополнительного образования «Развитие интеллектуально одаренной молодежи» (далее – Программы) [2] показывает практическую важность исследования данного феномена, так как наиболее часто встречаемой проблемой, с которой обращаются родители подростков с общей интеллектуальной одаренностью, является отсутствие мотивации к каким-либо достижениям. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков Юридическая психология | Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|