Формирование позитивной родительской идентичности родителей детей с особенностями развития в контексте работы служб сопровождения

741

Аннотация

Рассматриваются характеристики и специфические трудности родителей детей с особенностями развития, препятствующие эффективной социализации и развитию личности. Приводятся данные, полученные на проблемных семинарах специалистов служб сопровождения, а также результаты сравнительного исследования родительского отношения и отчетов родительских организаций. Выявлены следующие характеристики родителей: эмоциональное непринятие ребенка и себя как родителя, компенсаторно эгоцентрическая сосредоточенность на своей родительской роли, а не на ребенке, слабая способность к децентрации и пониманию потребностей ребенка, низкая субъектность в социальных взаимодействиях. Указывается также на трудности родителей, связанные с формальной организацией работы в помогающих семье службах. Делается вывод, что основным направлением помощи этой категории родителей является создание в работе служб сопровождения условий для формирования позитивной родительской идентичности. Описываются психологические средства такой работы: моделирование для родителей субъективного мира ребенка, включение родителей в работу специалистов с детьми, активизация родительской обратной связи, использование метафор, положительное подкрепление.

Общая информация

Ключевые слова: позитивная родительская идентичность, ребёнок с особенностями развития, родительское отношение, моделирование субъективного мира, активная обратная связь, метафора, положительное подкрепление

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лукьянченко Н.В. Формирование позитивной родительской идентичности родителей детей с особенностями развития в контексте работы служб сопровождения // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 35–42.

Фрагмент статьи

Специалисты и учреждения, основной функцией которых является помощь детям, с неизбежностью включаются в различные формы работы с родителями. Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения [1; 11]. Это персональная среда жизни и развития детей [7; 9]. Многие исследователи, обращая внимание на проблему воспитания и образования детей, имеющих особенности развития (А. И. Захаров, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, А. С. Спиваковская, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицина, Т. Г. Горячева, М. Раттер, Д. Элкинд, К. Теркельсон, А. Я. Варга, В. В. Николаева, Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.), отмечают важную роль семьи в их психическом развитии и становлении личности. Семья может и должна создать возможности для максимального «вычерпывания» потенциала развития и формирования основ оптимального для данного ребенка уровня адаптивного и самодеятельного функционирования в обществе.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
  2. Идентичность: Хрестоматия // Под ред. Л. Б. Шнейдер. М.; Воронеж, 2003.
  3. Лукьянченко Н. В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростков // Воспитание школьников. 2011. № 5.
  4. Лукьянченко Н. В. Родительское отношение в семьях с ребенком, имеющим особенности развития // Другое детство. Сборник тезисов участников Второй всероссийской научнопрактической конференции по психологии развития. М., 2009.
  5. Лукьянченко Н. В., Шаповаленко Л. О., Казанцева Е. Г. Обратная связь как инструмент актуализации родительской идентичности в работе групп раннего развития // Индивидуальноличностное развитие детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов. Красноярск, 2010.
  6. Лукьянченко Н. В., Фальковская Л. П., Яркова Е. В. Групповые мероприятия для родителей детей с особенностями в развитии как средство формирования позитивной родительской идентичности // Школа и личность. Красноярск, 2011.
  7. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999.
  8. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
  9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
  10. Хорошева Е. В. Личностные особенности родителя ребенка с нарушениями развития // Другое детство. Сборник тезисов участников Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М., 2009.
  11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Спб., 2010.

Информация об авторах

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2351
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 741
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0