Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 121Рубрики 53Авторы 9461Новости 1864Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (74) / 2013 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности 1292

|

Мещерякова Э.И.
доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологической экспертизы, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия
e-mail: mei22@mail.ru

Ларионова А.В.
старший преподаватель кафедры философии и социологии гуманитарного факультета, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
e-mail: pavlovaa13@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме личностного потенциала молодежи, его становления и реализации в инновационной деятельности. Проанализированы различные теоретико-методологические подходы к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики и основные факторы инновационного поведения. Осуществлен анализ концептуальных основ понятия «личностный потенциал» и особенности его операционализации в психологической науке. Рассмотрена проблема взаимосвязи инновационного поведения и личностного потенциала. С целью определения содержательных особенностей личностного потенциала студентов, задействованных в инновационной деятельности, было проведено эмпирическое исследование. Его результаты позволили определить основные компоненты личностного потенциала субъекта инновационной деятельности: мотивационный, эмоциональный, индивидуально-психологический.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Термин «потенциал» происходит от латинского potentia и означает мощь, силу, возможность, способность, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях [9]. В отечественной психологии наиболее полно проблема личностного потенциала представлена в работах Д. А. Леонтьева. Под личностным потенциалом он понимает системную организацию особенностей человека, которые в обыденном языке связываются с представлением о «стержне личности», что прямо соотносится с мерой ее зрелости и психологического здоровья и является важным фактором успешной деятельности. Это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне разного рода давлений и изменяющихся внешних условий. Данная способность позволяет выступать личности саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств, гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [4]. Таким образом, этот конструкт личности описывает потенциальную возможность развития ее качественных характеристик, проявляющихся в процессе реального взаимодействия с миром.

Развивая понимание личностного потенциала, заложенного Д. А. Леонтьевым, С. А. Богомаз и В. В. Мацута рассматривают данное понятие в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Они считают, что наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Более того, личностный потенциал может быть своеобразно ориентирован на различные сферы жизнедеятельности человека [1].

Литература
  1. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12.
  2. Борисова Т. С., Куликов С. Б. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. 2012. № 8.
  3. Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
  4. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Личностный потенциал как объект психодиагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
  5. Мещерякова Э. И. Текст в психодиагностике и консультировании. Томск, 2001.
  6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  7. Покровская Е. М., Смольникова Л. В., Ларионова А. В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск, 2012.
  8. Шелехова О. В., Коньшина Е. Н. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7).
  9. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шаинского. М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика