Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности

973

Аннотация

Статья посвящена проблеме личностного потенциала молодежи, его становления и реализации в инновационной деятельности. Проанализированы различные теоретико-методологические подходы к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики и основные факторы инновационного поведения. Осуществлен анализ концептуальных основ понятия «личностный потенциал» и особенности его операционализации в психологической науке. Рассмотрена проблема взаимосвязи инновационного поведения и личностного потенциала. С целью определения содержательных особенностей личностного потенциала студентов, задействованных в инновационной деятельности, было проведено эмпирическое исследование. Его результаты позволили определить основные компоненты личностного потенциала субъекта инновационной деятельности: мотивационный, эмоциональный, индивидуально-психологический.

Общая информация

Ключевые слова: личностный потенциал, субъект, молодежь, инновационная деятельность, инновационное поведение

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 69–75.

Фрагмент статьи

Термин «потенциал» происходит от латинского potentia и означает мощь, силу, возможность, способность, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях [9]. В отечественной психологии наиболее полно проблема личностного потенциала представлена в работах Д. А. Леонтьева. Под личностным потенциалом он понимает системную организацию особенностей человека, которые в обыденном языке связываются с представлением о «стержне личности», что прямо соотносится с мерой ее зрелости и психологического здоровья и является важным фактором успешной деятельности. Это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне разного рода давлений и изменяющихся внешних условий. Данная способность позволяет выступать личности саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств, гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [4]. Таким образом, этот конструкт личности описывает потенциальную возможность развития ее качественных характеристик, проявляющихся в процессе реального взаимодействия с миром.

Развивая понимание личностного потенциала, заложенного Д. А. Леонтьевым, С. А. Богомаз и В. В. Мацута рассматривают данное понятие в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Они считают, что наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Более того, личностный потенциал может быть своеобразно ориентирован на различные сферы жизнедеятельности человека [1].

Литература

  1. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12.
  2. Борисова Т. С., Куликов С. Б. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. 2012. № 8.
  3. Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
  4. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Личностный потенциал как объект психодиагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
  5. Мещерякова Э. И. Текст в психодиагностике и консультировании. Томск, 2001.
  6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  7. Покровская Е. М., Смольникова Л. В., Ларионова А. В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск, 2012.
  8. Шелехова О. В., Коньшина Е. Н. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7).
  9. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шаинского. М., 1994.

Информация об авторах

Мещерякова Эмма Ивановна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологической экспертизы, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия, e-mail: mei22@mail.ru

Ларионова А.В., старший преподаватель кафедры философии и социологии гуманитарного факультета, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, e-mail: pavlovaa13@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3079
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 973
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2