Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 69–75
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностный потенциал, субъект, молодежь, инновационная деятельность, инновационное поведение
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 69–75.
Фрагмент статьи
Термин «потенциал» происходит от латинского potentia и означает мощь, силу, возможность, способность, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях [9]. В отечественной психологии наиболее полно проблема личностного потенциала представлена в работах Д. А. Леонтьева. Под личностным потенциалом он понимает системную организацию особенностей человека, которые в обыденном языке связываются с представлением о «стержне личности», что прямо соотносится с мерой ее зрелости и психологического здоровья и является важным фактором успешной деятельности. Это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне разного рода давлений и изменяющихся внешних условий. Данная способность позволяет выступать личности саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств, гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [4]. Таким образом, этот конструкт личности описывает потенциальную возможность развития ее качественных характеристик, проявляющихся в процессе реального взаимодействия с миром.
Развивая понимание личностного потенциала, заложенного Д. А. Леонтьевым, С. А. Богомаз и В. В. Мацута рассматривают данное понятие в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Они считают, что наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Более того, личностный потенциал может быть своеобразно ориентирован на различные сферы жизнедеятельности человека [1].
Литература
- Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12.
- Борисова Т. С., Куликов С. Б. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. 2012. № 8.
- Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
- Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Личностный потенциал как объект психодиагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
- Мещерякова Э. И. Текст в психодиагностике и консультировании. Томск, 2001.
- Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
- Покровская Е. М., Смольникова Л. В., Ларионова А. В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск, 2012.
- Шелехова О. В., Коньшина Е. Н. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7).
- Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шаинского. М., 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3079
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 973
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2